Чародейка Зима. 6-й класс

(Урок-путешествие по страницам русской
поэзии и картинам русских
художников-пейзажистов.)

Цель урока

:

  • формирование навыков самостоятельной работы с
    источниками; грамотного оформления сообщений;
    расширение кругозора;
  • развитие диалогической и монологической речи
    учащихся; их творческих способностей;
  • воспитание любви к поэзии, живописи, к родной
    природе – патриотизма в широком смысле слова.

Оформление доски

:

  1. Тема урока.
  2. Эпиграф:

Надо, чтобы человек непреходящую,
невероятную красоту мира чувствовал ежечасно,
ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность,
громоподобность бытия – на всё его тогда хватит:
и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на
любовь к детям, к человечеству всему. Вот для
этого и существует…

А.А.Пластов.

3. Репродукции картин с зимними
пейзажами или компьютерная презентация.

Урок предваряет домашнее задание,
полученное за 3-4 недели до него и выполняемое по
группам или индивидуально по желанию учащихся:

  • первое задание – найти стихи русских поэтов о
    зиме, оформить их в книжечки (рукописные
    сборнички), проиллюстрировать;
  • второе задание – подготовить сообщения о
    русских художниках, чьи зимние пейзажи наиболее
    известны, и найти репродукции их картин;
  • третье задание – подготовить собственные
    поэтические или прозаические произведения.

(Готовность заданий предварительно
контролируется, по мере необходимости даются
советы, рекомендации, некоторые учащиеся
привлекаются к созданию презентации).


Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В одном из стихотворений Ф.И. Тютчева
есть такие строки:

Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

Как вы думаете, о ком это
стихотворение?

(Учащиеся дают свои варианты ответа.)

Эти строки о людях, которые не замечают
красоты окружающей природы, они вообще её “не
видят”. Будут ли (и могут ли) такие люди любить
природу? Конечно, нет. Нравится нам или не
нравится, но люди всего лишь маленькая частичка
огромного мира, имя которому – Природа. Природа
без людей существовать может, а вот мы без неё (?)
– нет! Природа – не только кладовая, из которой
мы черпаем всё необходимое для жизни, но она ещё и
наш Учитель, духовный наставник.

А в стихотворении Тютчева есть ещё
одна строфа:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Можно ли научиться понимать язык
природы?

Что это значит?

Кто помогает нам понять язык природы?

В этом и заключается цель нашего урока:
учиться понимать язык природы. Для этого мы
отправляемся в наше небольшое путешествие по
зимней природе. А помогут нам поэзия и живопись.


2.

Итак, первый этап урока

знакомство с результатами вашей
исследовательской деятельности. Внимательно
слушаем тех, кто искал стихи о зиме и оформлял их
в сборники. По ходу выступлений не забывайте
делать записи в тетрадях: слева – поэзия; справа
– живопись. Два ученика назначаются экспертами
ваших работ, и после выступлений они дадут своё
“заключение”.

(Учащиеся выходят, показывают свой
рукописный сборник стихов о зиме, говорят, чьи
стихи они включили в сборник; одно или два
стихотворения читают выразительно вслух, если
выучили – наизусть. По условию ученики
распределяют между собой стихи для чтения вслух,
чтобы они не повторялись.)



Скажите, какое впечатление производят
стихи о зиме?

Как поэты относятся к зимней природе?

Какое настроение появляется после
прочтения этих стихотворений? Что помогает нам
почувствовать это настроение?

(Учащиеся дают свои варианты ответов,
называют “ключевые” образы: “Мороз и солнце!
День чудесный!”, “волшебница зима” – у Пушкина,
“Чародейкою Зимою” – у Тютчева, “Заколдован
невидимкой дремлет лес под сказку сна” – у
Есенина и др.)

3.

А теперь давайте послушаем тех, кто готовил сообщения
о художниках
пейзажистах. Записываем их
фамилии и названия картин; особо выделите те,
которые произвели наибольшее впечатление или, по
вашему мнению, созвучны стихам, прозвучавшим на
уроке.

  • Грабарь И.Э. (два сообщения: ранние пейзажи,
    включая “Февральскую лазурь”, и поздние
    пейзажи, включая серию картин “День инея”).
  • Юон К.Ф.
  • Пластов А.А.
  • Ромадин Н.М.

После выступлений ученики отмечают
понравившиеся картины, возвращаемся к слайдам с
их изображением: Грабаря “Зимний пейзаж” и Юона
“Мартовское солнце”, напоминающие пушкинские
строчки; Ромадина “Зимняя дорога” и “Зимний
день” созвучны и Тютчеву, и Есенину, и Пушкину. А
“Февральскую лазурь” и все картины об инее И.Э.
Грабаря можно использовать в качестве
иллюстраций к стихам А.А. Фета “Печальная
берёза” и С.А. Есенина “Белая берёза”.

Каково же отношение художников к зиме?

(Учащиеся правильно отмечают, что и
зимой природа очень красива, художники видят это
и хотят, чтобы мы тоже увидели всю прелесть
“застенчивой русской природы”.)

4.

Вам было предложено самим попробовать написать
стихи
о зиме, о зимней природе или небольшие
прозаические миниатюры.

Давайте послушаем, что у вас
получилось и выскажем своё мнение.

(Ребята читают свои стихи, а
одноклассники говорят, что удалось или не
удалось начинающим поэтам.)

При наличии времени на уроке можно
обратиться ещё раз к стихам А.А. Фета “Печальная
берёза” и С.А. Есенина “Белая берёза” и провести
сравнительный анализ произведений. С этой целью
стихотворения напечатаны на отдельную карточку
и раздаются ученикам.

Задания для анализа

:

  • Найдите сначала то, что общего в стихах или
    очень близко по значению.
  • А теперь выделите то, что их отличает.
  • Как вы считаете, почему Фет и Есенин по-разному
    описывают берёзу? Чем это может быть вызвано?
  • Найдите тропы, которые используют поэты.


5. Итог урока. Заключительное слово учителя.

Наше путешествие подошло к концу.
Конечно, что-то вами забудется, но ведь что-то и
останется в вашей памяти и в вашем сердце.
Хочется, чтобы запомнили вы, как красива наша
природа, и “чтобы … непреходящую, невероятную
красоту мира” вы чувствовали “ежечасно,
ежеминутно”. (Далее эпиграф зачитывается с
доски). Ребята, в конце высказывания Пластова
стоит многоточие. Какое бы слово или несколько
слов вы вставили? Да, для этого и существуют
поэзия и живопись.

Домашнее задание

:

  • написать сочинение-миниатюру о зиме;

или

  • письменный анализ стихотворений Фета и Есенина.

Приложение




Следующий: