Целесообразность применения интерактивных технологий на уроках истории

В условиях модернизации российского
образования перед современным педагогом стоят
задачи формирования и воспитания всесторонне
развитой личности учащегося, развитие умения
брать на себя ответственность при принятии
решений; толерантность, умение работать с
различными видами информации; способность
постоянно повышать свое образование и т.д. Таким
образом, перед педагогом стоит задача развития
общей культуры учащихся.

Основной формой общения учителя и ученика был и
остается школьный урок. Сделать урок интересным,
суметь мотивировать учащегося на дальнейшую
познавательную деятельность, вовлечь в работу
как можно большее количество учеников, научить
учащегося анализировать и видеть
причинно-следственные связи событий, развить в
нем творческое мышление эти и многие другие
задачи стояли перед педагогами всегда. В
условиях развития современного общества
предметно- информационная среда активно
расширяется. Объем информации выходит далеко за
пределы учебника истории и связано это не только
с интенсивным развитием средств массовой
информации, Интернет ресурсов, но и с
возникновением и расширением доступного
туристического сервиса, благодаря которому, для
многих современных школьников сегодня стали
“живыми” многие памятники всемирной истории.
Люди престали быть “путешественниками в
кресле”.

Методика преподавания предлагает учителю
набор приемов, форм и методов организации и
проведения урока.

Цель данной работы показать целесообразность
использования интерактивных методов
преподавания на уроках истории.

Само слово “интерактивные” происходит от
англ. (inter — «между»; act — «действие»)
таким образом, дословный перевод обозначает
интерактивные методы — позволяющие учиться
взаимодействовать между собой; а интерактивное
обучение — обучение, построенное на
взаимодействии всех обучающихся, включая
педагога. Эти методы наиболее соответствуют
личностно ориентированному подходу, так как они
предполагают со-обучение (коллективное, обучение
в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог
являются субъектами учебного процесса. Педагог
чаще выступает лишь в роли организатора процесса
обучения, лидера группы, создателя условий для
инициативы учащихся.

«Интерактивность» означает способность
взаимодействовать или находиться в режиме
диалога. Следовательно, интерактивное обучение
— это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог
возможен и при традиционных методах обучения, но
лишь на линиях «учитель — ученик» или
«учитель — группа учащихся (аудитория)». При
интерактивном обучении диалог строится также на
линиях «ученик — ученик» (работа в парах),
«ученик — группа учащихся» (работа в
группах), «ученик — аудитория» или «группа
учащихся — аудитория» (презентация работы в
группах), «ученик — компьютер» и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная
форма организации познавательной деятельности,
когда учебный процесс протекает таким образом,
что практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют
возможность понимать и рефлектировать по поводу
того, что они знают и думают. Совместная
деятельность учащихся в процессе познания,
освоения учебного материала означает, что каждый
вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен
знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и
взаимной поддержки, что позволяет учащимся не
только получать новое знание, но и развивать свои
коммуникативные умения: умение выслушивать
мнение другого, взвешивать и оценивать различные
точки зрения, участвовать в дискуссии,
вырабатывать совместное решение. Значительны и
воспитательные возможности интерактивных форм
работы. Они способствуют установлению
эмоциональных контактов между учащимися,
приучают работать в команде, снимают нервную
нагрузку школьников, помогая испытать чувство
защищенности, взаимопонимания и собственной
успешности. Интерактивное обучение требует
использования специальных форм организации
познавательной деятельности и ставит вполне
конкретные и прогнозируемые цели, например,
создание комфортных условий обучения и
включенность учащихся в учебное взаимодействие,
что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в
интерактивном обучении меняется взаимодействие
педагога и учащихся: активность педагога
уступает место активности учащихся, а задачей
педагога становится создание условий для
инициативы.

Можно выделить несколько методов
интерактивного обучения, которые активно могут
применяться на уроках истории и обществознания:
«мозговой штурм», метод синквейна, кластер,
RAFT технологии, Дебаты, ПОПС формула, методика
“толстых и тонких вопросов” и др.

В работе будут рассмотрены интерактивные
методы в преподавании уроков истории в 6 классе, а
именно:

Урок по курсу “История Средних веков”. Тема “В
рыцарском замке” (Учебник Е.В.Агибалова,
Г.М.Донской) с элементами технологии
критического мышления.

Урок из курса “История России с древнейших
времен до конца XVI века” (Учебник А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина) по теме “Главные политические
центры Руси” с использованием RAFT технологии и
понятийно-терминологической карты.

В связи с представленными темами и
применяемыми методами проведения урока уместно
кратко раскрыть суть каждой из интерактивных
методик: Технология критического мышления.

В данной технологии выделяют три основных
этапа:

I. Вызов

— пробуждение имеющихся знаний,
интереса к полученной информации, актуализация
жизненного опыта.

II. Осмысления

содержания (получение новой
информации).

III. Рефлексия

(осмысление, рождение нового
знания). Приемами технологии критического
мышления могут быть:

Кластер

(гроздь): предполагает выделение
смысловых единиц текста и его графическое
оформление в виде грозди.

Синквейн

(пятистишие) — это нерифмованное
стихотворение, состоящее из пяти строк,
используется как дидактический прием на этапе
рефлексии. Фишбоун (рыбный скелет): голова -
вопрос темы, верхние косточки — основные понятия
темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ
на вопрос. Записи должны быть краткими,
представлять собой ключевые слова или фразы,
отражающие суть.

Толстые и тонкие вопросы. (Толстый вопрос
начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий
вопрос начинается со слов Почему? Объясните…?
Как вы думаете…?).

Инсерт

— маркировка текста значками по мере
его чтения.

(interactive интерактивная — noting размечающая — s- system
система — effective для эффективного — reading and чтения — 1
- thinking размышления). Значки для маркировки текста:

«V» — уже знал; “+”- новое; “-”- думал иначе;
“?”- не понял, есть вопросы. Сводная таблица.
Плюс-минус-интересно (ПМИ).

RAFT-технология.

Суть данного метода. Название
представляет собой сокращение:

где R

(роль. От имени кого будет представлено
сообщение?) - А (аудитория. Для кого?) - F
(форма. В какой форме будет преподнесен материал
сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в
сообщении?).

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для
себя некую роль (ученый, журналист,
путешественник и т.д.), и пишет текст от лица
выбранной роли.

Например:

1. R (роль) – журналист. A (аудитория) – учащиеся 6
класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья. T
(тема).

Понятийно-терминологическая карта.

На доске
выписываются понятия, термины в хаотичном
порядке и надо все составить в логическую
цепочку согласно теме.

Урок по курсу “История Средних веков”.

(Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской)

Тема “В рыцарском замке”

Урок с элементами технологии критического
мышления

Цель урока

: формирование представлений у
учащихся образа “рыцаря” как одного из
важнейших символов Средневековья, посредством
активизации “старых” и усвоения “новых”
знаний; подвести учащихся к пониманию моральных
норм рыцарства, основам рыцарской культуры.

Оборудование:

иллюстративные материалы с
изображением замков, доспехов рыцарей, их
символики, оружия и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово
учителя.

II. Изучение нового материала с
использованием элементов технологии
критического мышления.

1. Стадия вызова.

Задачи учителя:
активизировать учащихся, мотивировать их для
дальнейшей работы. На этой стадии можно
применять методы “корзины идей”, кластера,
“мозгового штурма”, ассоциации и др. т.е.
использовать те приемы, которые позволяют
вовлечь в урок всех учащихся. В данном случае
использовался метод ассоциации. На первом этапе
на доске написано слово Рыцарь. Вопрос: какие
ассоциации возникают у вас, когда вы произносите
это слово?

Все ответы ребят фиксируются на доске. (Прим.
Обычно ребята отлично справляются с этим
заданием, т.к. во-первых, слово “рыцарь” уже
встречалось им в ходе изучения данного курса
истории в теме “Становление Средневековой
Европы”, а во-вторых, слово более чем знакомо,
часто встречается в кинофильмах, играх, книгах и
до сих пор служит синонимом “настоящего
мужчины”).

Со словом “Рыцарь” у школьников возникают
следующие ассоциации: воин, дама сердца
(прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость),
конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек,
Европа.

На втором этапе ребятам предлагается написать
рассказ из 3-4 предложений, используя слова,
записанные на доске. Читаем предложения.

На третьем этапе стадии вызова необходимо
задать вопрос: достаточно ли нам этих знаний о
рыцаре? И в данном конкретном случае ребята,
скорее всего, ответят “да”. Поэтому, чтоб
побудить учащихся к дальнейшей работе учитель
поясняет, что понятие “рыцарь” намного сложнее
и глубже, чем мы только что представили. И в
доказательства оного можно зачитать первую и
вторую сирвенту Б. де Борна. В этих отрывках
наверняка встретятся ребятам незнакомые слова,
да и текст сирвент заставит их задуматься о
моральных нормах поведения рыцарей.

2. Стадия осмысления.

Осуществляется работа с
текстом учебника (маркировка текста) и делаются
записи в тетради. Предварительно в тетради
оформляется таблица. Она представлена на доске к
ней выписываются маркировочные знаки.


То, что совпало с моими
представлениями
Новое содержание Не понятно, вызывает сомнение Хочу узнать
V + ? !

Далее идет работа с текстом учебника. Ребята
сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2
колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”.
Учитель выписывает эти слова рядом с теми,
которые ребята назвали в начале урока.

3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что
знали и что нового узнали. Анализируем.

(Прим. Здесь учитель может проиллюстрировать
изучаемый материал, используя изображения
замков, рыцарских гербов, одежды и доспехов и т.д.
Это поможет в формировании образа “рыцаря”).

III. Итогом урока может стать совместное
составление синквейна.

Например:

Рыцарь

  • Смелый, ловкий
  • Воюет, пирует, состязается
  • Конный воин, защитник.
  • Благородный, но алчный, жестокий, хитрый

IV. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4
Таблицы.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1)
Составить рассказ от имени рыцаря; 2) Синквейн; 3)
Кластер; 4) Толстый и тонкий вопрос.

Урок из курса “История России с
древнейших времен до конца XVI века” (Учебник
А.А.Данилов/Л.Г.Косулина)

Тема: “Главные политические центры Руси”

Урок с использованием RAFT технологии и
понятийно-терминологической карты.

Цель уроков: формирование представлений
учащихся об особенностях развития наиболее
крупных княжеских образований; показать, что в
период раздробленности в политическом развитии
русских земель проявлялись различные тенденции,
свидетельствующие о начале формирования трех
типов государственности.

Урок рассчитан на 2 часа.

Первый урок. В этом уроке
используется подготовительный этап RAFT
технологии.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово
учителя по новой теме.

II. Основной этап урока.

Класс делится на 3 группы, согласно Главным
политическим центрам Руси.

В каждой группе ребята выбирают, какую роль они
представят. Учитель предлагает варианты
(корреспондент, ученый, журналист,
путешественник, житель, летописец, другое…)

(Прим.

Если группы большие, то задание можно
готовить вдвоем. Обязательное условие: наличие
всех ролей).

Для того чтобы у школьников не возникло
сложностей с подготовкой (все-таки это только
шестиклассники), учитель обязательно разбирает
особенности каждой роли, на какую аудиторию
рассчитано сообщение, в какой форме лучше подать
материал, согласно выбранной роли, помогает
определиться с формулировкой темы сообщения.

После того, как роли распределены учитель
поясняет, что во всех княжествах должны быть
представлены природно-географические условия,
основные занятии населения, кому принадлежит
власть и отношение человека к ней и культура.
(Прим.
Лучше это выписать на доску или раздать
учащимся карточки).

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание. Внимательно ознакомиться с
текстом учебника (при желании можно привлечь
дополнительные материалы) подготовить
выступление на 2-3 минуты, согласно выбранной
роли.

Урок второй. Этот урок целиком будет
посвящен выступлениям ребят, обсуждениям
прослушанных сообщений.

Ход урока

I. Вводное слово учителя.

II. Основной этап урока. Выступления ребят.
Обсуждение представленных сообщений.

III. Закрепление полученных знаний. Работа с
понятийно-терминологической картой. На доске в
хаотичном порядке выписаны понятия, имена
князей, города и т.д.

Задание: составить все слова в логическую
цепочку согласно отдельным княжествам.

Заслушиваем ответы.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание варианты
на выбор учащегося:

1. Подготовить 7-10 вопросов теста;

2.Составить 3-5 “толстых и тонких” вопроса по
теме урока.

Заключение

Результаты проведенных уроков в рамках
интерактивных технологий позволили не только
разнообразить формы урока, но и результаты
усвоенного материала оказались значительно
лучше. Учащиеся проявили большой интерес к
подобным формам работы. Уроки с использованием
интерактивных технологий позволяют педагогу
по-новому увидеть некоторых учащихся, их
индивидуальные особенности. Наличие выбора в
вариантах выполнения домашнего задания,
активизирует учащихся и позволяет им выбрать
наиболее интересное для них задание, а значит и
результат усвоения материала может быть гораздо
более высоким.

Применение в практике преподавания истории
интерактивных методов обучения способствуют
повышению интеллектуальной активности учащихся,
следовательно, и эффективности урока. Даже самые
пассивные учащиеся включаются в активную
деятельность с огромным желанием, у них
наблюдается развитие навыков оригинального
мышления, творческого подхода к решаемым
проблемам.

Используемая литература.

  1. Шмырёв С.С. Интерактивные формы обучения на
    уроках географии. http://geoeko.mrsu.ru/2008-1/pdf/22-shmyryov.pdf

Следующий: