Царство Бактерии


Цель урока: изучение строения и
жизнедеятельности бактерии.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями строения,
    питания, размножения и распространения бактерий;
  • Развивать умение применять знания о строении и
    жизнедеятельности бактерии и умение сравнивать.
  • Воспитывать ответственность, желание
    оберегать природу.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные,
проблемно-поисковые, практические.

Оборудование: таблицы растительной
клетки и клетки бактерии, клубеньков бобовых
растений и различных растений, пораженных
бактериальными заболеваниями; микроскоп,
микропрепараты, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 4 мин.
  2. Формулировка темы и цели урока – 2 мин.
  3. Проверка знаний (работа у доски) – 7 мин.
  4. Изучение нового материала – 20 мин.
  5. Физкультурная минутка – 2 мин.
  6. Итоги урока – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы
вновь будем использовать микроскоп и
микропрепараты, Поэтому нам необходимо
вспомнить некоторые правила работы с
микроскопом. (Проговариваются ранее изученные
правила).



II. Формулировка темы и цели урока

III. Проверка знаний

– Сегодня мы познакомимся со строением
типичного представителя одного из уже известных
вам царств живых организмов. Но сначала давайте
вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы,
Растения и Животные)

– Наше занятие будет посвящено бактериям. Вы
уже знакомы со строением растительной клетки.
Давайте вспомним, из чего она состоит.
(Один из учеников подходит к таблице
растительной клетки, показывает и называет её
части).

IV. Изучение нового материала

1. Строение бактериальной клетки

– Итак, мы знаем, что у растительной клетки есть
оболочка, внутри которой находится цитоплазма,
вакуоли с клеточным соком, в котором растворены
питательные вещества, пластиды, которые придают
клетке ту или иную окраску, и ядро.
У каждого на столе стоит микроскоп, возьмите
микропрепарат клетки бактерии и положите его на
предметный столик. Посмотрите внимательно на
микропрепарат клетки бактерии и таблицу
растительной клетки и скажите, какие отличия вы
видите? Заполните таблицу 1:

Таблица 1


Название компонентов клетки

Растительная клетка

Бактериальная клетка

2. Среда обитания и форма бактерий

(Рассказ учителя с использованием таблиц и
рисунков учебника).



– На Земле нет такого места, где бы не
встречались те или иные виды бактерий. Некоторые
из них способны жить при температуре ниже – 80оС
или свыше + 80оС. Очень много бактерий живет
в почве.
– А как вы думаете, почему необходимо
проветривать комнаты? (Количество бактерий в
непроветриваемом помещении, особенно если в нем
побывало много людей, возрастает во много раз.
Поэтому перед занятиями класс необходимо
проветривать.)
Форма бактериальных клеток может быть самой
разнообразной. Шарообразные бактерии называются
кокки, спиралевидные – спириллы. Бациллами
называют бактерии, имеющие форму палочки, а
бактерии, формой напоминающие запятую, называют
вибрионами. Бактерии могут образовывать
скопления в виде цепочек, групп и пленок.
Некоторые бактерии имеют жгутики. (Ученики
зарисовывают в тетрадях разные формы
бактериальных клеток и подписывают их названия).

3. Физкультурная минутка

Плотно закрыть глаза и нарисовать носом
восьмерку 6-7 раз, а затем перевернутую восьмерку
также 6-7 раз.

4. Питание бактерий



(Рассказ учителя с элементами беседы).

– Как питаются растения?
– Могут ли бактерии питаться путем фотосинтеза?
Почему?
– Питаются бактерии гетеротрофным способом –
это питание готовыми органическими веществами.
Лишь немногие из них могут самостоятельно
перерабатывать неорганические вещества в
органические – такой способ называется
автотрофный. Это сине-зеленые бактерии или
цианобактерии. Все бактерии делят на две группы:
сапрофиты – бактерии, которые питаются
органическими веществами отмерших организмов
или продуктами жизнедеятельности живых
организмов. Паразиты – бактерии, которые живут
за счет питательных веществ другого организма. (Ученики
чертят схему в тетрадь)

5. Размножение и развитие бактерий

(Самостоятельная работа с учебником).

– Как размножаются бактерии?
– Как бактерии переносят неблагоприятные
условия среды?
– Как бактерии приспособлены к условиям среды?
Бактерии размножаются делением клетки на двое, у
некоторых бактерий деления повторяются через 20
минут и возникают все новые и новые поколения
бактерий. Их потомство могло бы покрыть весь
земной шар и заполнить океан, однако этого не
происходит, так как на них действуют факторы,
убивающие их (солнечный свет, высокая
температура, специальные препараты и так далее).
Бактерии могут образовывать споры, которые более
устойчивы к воздействиям окружающей среды. Спора
образуется за счет сжатия цитоплазмы, которая
образует еще одну оболочку внутри клетки.

6. Значение бактерий в природе и жизни
человека

(Беседа с учащимися).

– Какое значение имеют бактерии для человека и
окружающей среды?
– А знаете ли, вы что нужно делать, чтобы не
заразиться бактериальной инфекцией, особенно во
время эпидемии?
– Некоторые заболевания животных, вызываемые
бактериями, опасны и для людей. Что нужно делать,
чтобы избежать заражения этими болезнями?

V. Итог урока

(Вопросы классу)

– Расскажите о строении
бактериальной клетки.
– Как питаются и размножаются бактерии?
– Какие они выработали формы приспособления к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды?
– Среда обитания бактерии.
– Какое значение имеют бактерии в жизни
человека?

VI. Домашнее задание: §10. Зарисовать
строение бактерии.

– Всем спасибо за работу.




Следующий: