Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе

Оригинальная идея и разработка биоадекватной
(б/а) [7] методики преподавания учебных дисциплин
была предложена более 10 лет назад академиком
РАЕН Н.В. Масловой.

Эта методика представляет собой совокупность
скоординированных действий учителя и ученика,
целью которых является мотивация и активизация
целостных динамичных мыслеформ по учебной
дисциплине и навыков инструментальной работы с
ними. При этом используется системная
организация физиологических, интеллектуальных,
психических функций учащихся.

В работе “Ноосферное образование” [7] она
представлена лингвистическими дисциплинами:
русским и английским языками. В данной статье
обобщен опыт работы автора в использовании б/а
методики на уроках литературы.

Б/а методика является холистическим (холистическое
направление — синтез методов активизирующего и
суггестопедического направлений
) методом
преподавания, направленным на визуализацию
информации, работу со знаковыми системами внутри
самого человека. Визуализация — это
символьный этап урока, когда у ученика
происходит “свертывание”
чувственно-логической информации путем
наложения ее на некий образ. Особенность
использования б/а методики состоит в том, чтобы
совместить обобщенные представления ученика о
художественном образе и индивидуальные образные
ассоциации относительно внутреннего мира
художника, его видения, его взгляда на эпоху.

С этой точки зрения главной идеей русской
литературы XIX века, на мой взгляд, является христианство.
Именно религиозно-онтологическое обоснование
творчества писателей помогает понять важнейшие
мотивации русской литературы, ее духовные
задачи.

В основе произведений русской литературы лежат
духовные ценности автора, система его
культурных, исторических, религиозных взглядов.
М.М. Бахтин заметил: “В абсолютной ценностной
пустоте невозможно никакое высказывание,
невозможно само сознание. Вне Бога, вне доверия к
абсолютной другости невозможно самоосознание и
самовысказывание”. Более того, в XIX веке
становится особенно зримой связь русской
литературы и христианства, что проявляется и в
смыслах, и в формах художественного
высказывания, и в стилевой организации
произведения. Отклик на эту идею я нахожу в мысли
Бахтина о том, что “художественное произведение
имеет два уровня: один — отражение конкретной
реальности, злободневности, другой — обращение к
вечности, высшее обобщение о смыслах жизни”.
Восприятие этого уровня невозможно без
понимания русского Православия.

В таком отношении к христианству, на мой взгляд,
находятся Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев,
Некрасов, Достоевский, Лесков и другие. Возникает
вопрос: как доступно донести до старшеклассников
сложные теоретические вопросы о связи русской
литературы XIX века и Православия, помочь увидеть
за конкретными биографическими реалиями сложную
духовную жизнь ищущего человека, его
христианскую образность?

Понимая глубину поставленной задачи, я
изменила привычную для школьной практики
архитектуру учебного общения. Настоящим
открытием для меня стало использование б/а
методики преподавания литературы. Ведь
христианские традиции и народная православная
образность базируются на архетипах, генетически
близких всякому человеку как носителю первичных
схем — образов фантазии. Именно архетипы лежат в
основе общечеловеческой символики, они
проявляются и в произведениях литературы.

На уроках по изучению нового материала я
использую архетипические образы-символы: камень,
каплю росы, дерево, гору, семя и другие. Они имеют
особое значение и потому, что налицо их
упоминание в Священном Писании. Строки Ветхого и
Нового заветов изобилуют ими: горы, камни,
деревья, вода, небо… А ведь евангельские строки
своеобразно преломляются в произведениях
писателей XIX века! Вспомните лучи солнца у
Достоевского, дерево у Толстого (дуб) и Тургенева
(осина), горы у Лермонтова и у раннего Бунина и т.д.

Еще Еврипид сказал, что результатом
образования является формирование образа.
Достоинством уроков литературы по б/а методике
является формирование образа учебной
информации.

Известному режиссеру Феллини принадлежит
фраза: “Я верю в информацию, вытекающую из
образа”. Информация, которую получают
ученики на моих уроках по б/а методике — это
сведения о времени, об эпохе, о людях, об авторе, о
его восприятии эпохи. Урок, проведенный по б/а
методике, не ориентирует учащихся на конкретику,
а помогает почувствовать дух писателя, нерв
эпохи, колорит произведения, способствует
формированию вечных общечеловеческих ценностей.
Это происходит естественным способом — при
помощи образа. Не даром об образах говорят как о
созданных по принципу золотых пропорций.



Урок литературы изначально нацелен на
формирование вечного гуманитарного творческого
начала ученика. А что может способствовать
развитию этого начала? Л.С. Выготский давно
ответил на этот вопрос: “образ — подлинная основа
и движущая сила творчества”. Литература как
часть гуманитарного образования в своей основе
ориентирована на формирование образов. Опора на
образы облегчает и продуцирует успешное
обучение, гармонизирует работу правого и левого
полушарий головного мозга, способствует снятию
психо-эмоционального напряжения. Б/а методика
позволяет изменить традиционный принцип урока
“Слушай и запоминай” на “Воспринимай,
ассоциируй, действуй!”

Образное мышление включает в себя три
мыслительных процесса: создание образа,
оперирование им и ориентацию в пространстве. Б/а
методика преподавания литературы позволяет
использовать на уроке все эти мыслительные
процессы, кроме этого используется режим
“комфортной работы”, когда в процесс познания
включаются центры удовольствия человеческого
организма на новом этапе урока — релаксации.
Это состояние глубинного человеческого
размышления благоприятно для восприятия
информации. Вторым этап урока литературы по
б/а методике является формирование некого
природосообразного архетипического образа,
через который происходит синтез информации. Третий
этап урока
— оперирование информации,
полученной через образ, ее логическое
осмысление. Четвертый этап урока — свободная
ориентация ученика в пространстве новой учебной
информации, самостоятельное осмысление вслух
новых знаний и их творческое применение.

Такая концепция урока является адекватной
природе человеческого организма, так как
является нормативным ходом развития человека,
когда при взаимодействии правого и левого
полушарий головного мозга тело, мозг и душа
достигают гармонии.

Основная цель концепции ноосферного
образования — выявление и актуализация истоков
нравственности из глубины внутреннего мира
личности. Цель литературного образования в школе
- этическое переживание системы нравственных
оценок автора и формирование нравственных
принципов ученика. Таким образом, цели
литературного и ноосферного образований
совпадают.

Список использованной литературы

  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
  • Бахтин М.М. Основы семантического кодирования.
    Опыт представления и преобразования знаний.
    Минск, 2001.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.,
    1995.
  • Зурабов А.А. вспомните, кто вы?// Дельфис № 1(23), 2001,
    с 3-5
  • Зимняя И.А. Лингво — психология речевой
    деятельности. Москва — Воронеж, 2001.
  • Моисеев Н.С. Быть или не быть человечеству? М., 1999
  • Маслова Н.В. Ноосферное образование. Монография.
    - М: Инст. Холодинамики, 2002
  • Мартынов В.В. основы семантического
    кодирования. Опыт представления и
    преобразования знаний. Минск, 2001.
  • Программа по литературе для гимназий, лицеев,
    классов с углубленным изучением предметов/ Под
    ред. Ладыгина М.Б. М.: 1999.
  • Синергетика и учебный процесс. М.: РАГС, 1999
  • Философский энциклопедический словарь, М. 1989.
  • Приложение: Религиозно — философские
    взгляды Л. Н. Толстого в повести “Смерть Ивана
    Ильича” 1886 год. Сказка Ии “Жемчужное ожерелье”
    1998 год.

    Цели:

    1. Помочь учащимся познакомиться с
    философско-религиозной концепцией позднего
    Толстого; подтвердить ее аспекты примерами
    текста, особенностями сюжета.

    2. Способствовать возникновению особого образа
    читательского бытия; формированию читательской
    культуры; совершенствовать умение проводить
    литературные, исторические, культурологические
    и жизненные параллели, оттачивать
    монологическую речь учащихся.

    3. Способствовать высвобождению высшего
    творческого потенциала каждого ученика.

    Оборудование:

    аудиозапись “Музыка для
    релаксации”, сборник.

    Эпиграф:

    Степень страха, который мы
    испытываем перед смертью, есть показатель
    степени истинности понимания нами жизни. Чем
    меньше страха смерти, тем больше свободы,
    спокойствия, сознания могущества духа и радости
    жизни. При полном освобождении от этого страха
    должно быть полное, ничем ненарушимое
    спокойствие. (Л. Толстой).




    Следующий: