Бином фантазии


Одно слово оживает лишь тогда, когда оно
встречает другое, его провоцирующее,
заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть
новые смысловые возможности. Нет жизни без
борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую
обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним
целое и реализуется путем одних и тех же приемов
в самых различных областях. Ум же рождается в
борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе
“Истоки мышления у детей” пишет, что мысль
возникает из парных понятий. Понятие “мягкий”
появляется не до и не после появления понятия
“жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их
столкновения, который и есть созидание. “Основа
мысли – это ее двойственная структура, а не
составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка,
возникла раньше, чем единичный элемент”.

Итак, вначале было противопоставление. Того же
мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в
своей “Теории формы и изображения”, что
“понятие немыслимо без своей противоположности;
не существует понятий самих по себе, как правило,
мы имеем дело с “биномами понятий”.

Рассказ может возникнуть лишь из “бинома
фантазии”.

Надо, чтобы два слова разделяла известная
дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо
другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь
необычным, — только тогда воображение будет
вынуждено активизироваться, стремясь установить
между указанными словами родство, создать
единое, в данном случае фантастическое, целое, в
котором оба чужеродных элемента могли бы
сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином
фантазии” определяется случаем. Пусть два слова
будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один
не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к
жеребьевке.

Я вызвала к доске двух учеников, одного
попросила написать слово на видимой стороне
доски, другого – на оборотной. Этот небольшой
подготовительный ритуал имел определенный
смысл. Он создает атмосферу напряженного
ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у
всех слово “жираф”, то оно уже было особым
словом, готовым к определенной роли в необычной
ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего
непредвиденного события. “Жираф” уже был не
просто животным, он был героем приключения,
вымышленным персонажем, полностью находящемся в
нашем распоряжении. Повернув доску, мы
обнаруживали, предположим, слово “котенок”.
Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно
взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться,
ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в
паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это
уже открытие, изобретение, стимул.

В “биноме фантазии” слова берутся не в их
обычном значении, а высвобожденными из языкового
ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они
“отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на
невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой
взгляд, оптимальные условия для появления на
свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и
“котенок”.

Самый простой способ их сочленить – это
прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким
образом, мы получим несколько картин:

Жираф с котенком



Жираф у котенка

Котенок жирафа



И т. д.

Каждая из этих картин может послужить основой
для придумывания конкретной ситуации, и мы с
ребятами решили пофантазировать на данную тему.

  1. По улице идут жираф с котенком. Они
    закадычные друзья и всегда придумывают что-то
    интересное, необычное. В трудной ситуации они
    помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так
    далее и тому подобное.
  2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях.
    Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался
    котенок, и жирафу пришлось долго его искать,
    потому что его маленький друг мог забраться в
    самый тихий и укромный уголок своего дома, и
    найти его было очень сложно. Данную тему можно
    продолжить по своему усмотрению.

После того, как мы с ребятами попробовали
сочинить несколько историй с выбранными словами,
я предложила каждому прямо на уроке придумать
свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей
очень увлекло данное занятие, так как каждый мог
реализовать свои фантазии и попробовать себя в
придумывании сказок, историй.

Стоит отметить, что большинство учеников
справились с этим заданием и получили
удовольствие от процесса сочинительства. В
качестве примера я предлагаю познакомиться с
двумя историями “бинома фантазии”.

Котенок и жираф”. Жирафа поймали и
привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и
другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк,
видели в клетке грустное животное. Однажды
прилетел к нему котенок. Они стали друзьями. Но
жираф по-прежнему грустил. Он сказал котенку, что
хотел бы вернуться в Африку к маленьким
жирафчикам. Котенок сказал: “Что-нибудь
придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и
попросил у него крылья. Кондор давно не летал. У
него были запасные крылья. Он отдал их жирафу.
Крылья навесили на жирафа, и он улетел из
зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.



(Сочинила Соловьева Дарья)

Котенок и жираф”. Жил-был котенок. И был
он весь в рыжих пятнышках. И все его звали
Маленьким Жирафом. Он никогда не видел
настоящего жирафа, но очень хотел с ним
познакомиться. Вот как-то раз мама отпустила его
одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа.
Шел-шел и увидел за кустами пестрого гуся и
спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я
гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, — сказал
котенок. И пошел дальше. Шел-шел и пришел в цирк.
Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние
лапы, и котенок подумал, что это и есть жираф и
спросил: “Вы жираф?” “Нет, — прорычал в ответ
тигр, — я тигр!” И котенок пошел дальше. Шел-шел и
пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго
искал жирафа. Сначала нашел обезьяну, потом
леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с
длинной-длинной шеей. У него были такие же рыжие
пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок
решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой
кот?” “Нет, — удивленно ответил большой
пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как
хорошо, что я нашел вас! – запрыгал от радости
котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.

И с тех пор они стали друзьями – Маленький
Жираф и Большой Жираф.

(Сочинила Иванова Светлана)




Следующий: