Библейские мотивы в литературе, живописи, музыке

Урок, разработанный и проведённый на районном и
областном семинарах по проблеме творческой
группы «Содружество искусств на уроках
литературы» учителем-методистом Поломошинской
средней школы

Цель урока:

  • Показать нравственный мир библейских историй.
  • Показать отражение библейских мифов в поэзии,
    музыке, живописи.
  • Учить понимать прекрасное, показать, что Библия
    утверждает общечеловеческие, нравственные
    идеалы.

Оборудование урока:

  • Репродукции с картин Рафаэля «Святое
    семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна
    Констабиле».
  • Л.да Винчи «Мадонна с младенцем».
  • Мурильо «Отдых на пути в Египет».
  • Вит Ствош «Снятие с креста».
  • Врубель «Надгробный плач».
  • ИКОНЫ: «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь
    Ахтырская» и др.
  • Жан Фуке «Богоматерь с младенцем».
  • Франсиско Сурбаран «Отрочество Марии».
  • Илья Глазунов «На складе».

Замечание по отбору картин и материала.

Поскольку материала очень много; много картин,
репродукций, музыкальных произведений, то,
естественно, учитель вправе использовать то, что
имеет и, конечно, исходя из его личных
пристрастий, увлечений, возможностей.

Уроки проводились в 5-х классах. К уроку были
прочитаны на классных часах, на уроках общения,
на уроках внеклассного чтения все евангельские
сюжеты по Библии для детей. Ученики восторженно и
с большим интересом воспринимали легенды, живо
их обсуждали, пересказывали. Затем провела серию
уроков по теме:

«Библейские мотивы в мировой живописи».

Познакомились с творчеством Джотто, Рубенса,
Рембрандта, Ильи Глазунова, с картиной Крамского
«Христос в пустыне», Иванова «Явление Христа
народу», с произведениями русских иконописцев и
др. Очень увлеклись ребята словарно-лексической
работой, фразеологизмами, пришедшими к нам из
Библии.

Но поскольку это 5 класс, это только начало на
пути постижения, как самой Библии, так и
Библейских мотивов в мировой литературе и
мировой культуре вообще, то на заключительном
уроке /открытом/ решила остановиться на
конкретной теме: «Образ Иисуса Христа и его
матери в поэзии, музыке, живописи»
, а потом -
отбор репродукций, стихов и музыкальных
произведений был подчинён конкретно этой теме.
Повторяю, что это один из уроков большой темы: «Библейские
мотивы в живописи, поэзии, музыке».
Тема эта
очень благодатная в плане воспитательном и
познавательном. И рассчитана на большой период
работы, начиная с 5 класса и кончая 11-м, где
«Плаха» Чингиза Айтматова, «Мастер и
Маргарита» Булгакова и др. произведения, включая
тетрадь Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго» Б.
Пастернака.

Кстати, зная хорошо евангельские сюжеты, ребята
очень заинтересованно читали и учили стихи Б.
Пастернака из «Доктора Живаго».

Сравниваю свои выпуски 1990, 1993 г., которые не
учили библию. Те ребята стихи Юрия Живаго
воспринимали с меньшим восторгом. Уверена, что эти
ученики будут любить и понимать лирику Б.
Пастернака, философию Булгакова и Айтматова,
глубокие размышления о Боге Достоевского и
Лескова. Просто вовремя надо начать воспитывать
и учить. Благо, что нынешняя программа даёт такую
возможность. Ещё хочу сказать, что изучение
Библии даёт богатейшие возможности, как для
изучения русского языка, так и для углубленного
изучения многих тем по литературе.

И, наконец, я использовала совместную нашу
работу со Школой искусств. Несколько лет
преподаватель этой школы, опытный и талантливый
руководитель хорового отделения, Бердюгина
Валентина Александровна, занимается духовной
музыкой. В репертуаре её хора значительное место
отводится духовной музыке. «Отче наш»
исполняется четырёхголосьем, это красивое
акапелльное пение / akapella — многолосное хоровое
пение без инструментального сопровождения/. План
и тема моего урока определилась после беседы с
Валентиной Александровной. Она прекрасно знает
Библию, горячая поклонница духовной музыки. Тему
материнства, любви, страданий во имя
человечества помогла выделить именно она. Лично её
тема материнства, самопожертвования,
жертвенности волновала всегда. Урок получился
удачным, красивым, воспитывающим. Огромное
удовольствие и эстетическое наслаждение
получили присутствующие на уроке учителя и
учащиеся.

Ход урока

Учитель: Сегодня, ребята, мы подведём итоги
наших уроков внеклассного чтения, уроков
общения, расширим наши знания по Библии.

Беседа:

- Библия. Что это такое?

- Книга.

- Не просто книга. Это священная книга.

- Это книга книг.

- Мы прочитали некоторые легенды из Ветхого
завета, прочитали легенды из Нового завета по
Детской Библии. Какие легенды вам запомнились?

- Рождение Иисуса Христа.

- Мать Мария.

- Бегство в Египет.

- Избиение младенцев.

- Легенда о злом должнике.

- Христос в пустыне.

- Легенда о добром самаритянине.

- Голгофа. Смерть Иисуса.

- Воскресение. Вознесение.

Учитель: А какие новые слова и выражения мы
узнали, изучая Библию?

Учащиеся: фарисей (ханжа, лицемер), осанна
(восторженное славословие), мадонна, багряница,
плащаница, мирра, Голгофа, фреска, волхвы;
выражения «одним миром мазаны» (шутливое
выражение, означающее: все с одними
недостатками), «умыть руки» и др.

Учитель: Какое значение этой книги для людей?
Чему учит эта книга?

Учащиеся: Доброте, учит прощать зло, долги, быть
милосердными, любить детей своих, как матерь
божья Иисуса.

Учитель: Книга послужила источником для
создания великих произведений живописи всех
времён. Назовите художников, их произведения, с
которыми мы знакомы.

Учащиеся:

  • Джотто «Встреча Иоакимы и Анны», «Поцелуй
    Иуды», «Свадебное шествие Марии», «Рождество
    Христово», «Поклонение вохвов», «Бегство в
    Египет», «Избиение младенцев» и др.
  • Илья Глазунов «Голгофа».
  • Крамской «Христос в пустыне».
  • Леонардо да Винчи «Мадонна».
  • Тициан «Кающаяся Магдалина».
  • Микеланджело «Плафон Сикстинской капеллы,
    капеллы Мунчи» и др.

Учитель: О каких картинах вам бы хотелось
рассказать? Найдите их на выставке.

Учащиеся берут одну из картин, рассказывают
библейский сюжет, говорят о том, чем картина
понравилась, почему выбрали именно эту картину.

Учитель: Ребята, мы занимались также с
произведениями иконописцев.

Вот иконы. Они, как живые, дышат, облегчают душу.
Невольно попадаешь под их власть. Ученица
подходит к одной из иконописных репродукций
«Богоматерь» (из альбома произведений
иконописцев Оружейной палаты Московского
Кремля, Москва, 1992 год), читает стихотворение А.
Майкова «Мадонна».

Учитель: Замечательные стихи на библейские
сюжеты написал известный русский поэт, писатель
Борис Пастернак. Сюжеты этих стихов вами хорошо
узнаваемы. К уроку подготовили ребята чтение
этих стихотворений наизусть.

Учащиеся читают стихи Б. Пастернака. «Звезда
Рождества», «Дурные дни», «Гефсиманский сад»,
«На страстной».

Учитель: Сегодня мне хотелось бы остановиться
ещё на одной теме, обобщить её.

Беседа. Эту тему мы назовём так: «Иисус Христос
и его мать». Какие ещё вам известны имена
библейской женщины?

Учащиеся: Матерь Божья, Пречистая, Дева Мария,
Пресвятая, Богоматерь, Мадонна (у католиков
Богородица).

Учитель: Кто может рассказать о матери Иисуса
Христа?

Учащиеся: Родителями были Анна и Иоаким. В
детстве она была кроткая, трудолюбивая, усердная.

Учитель: Какое трудное испытание выпало на долю
этой женщины?

Ученик: Быть матерью. Матерью сына Божьего.

Учитель: Как вела себя Мария, воспитывая сына?
Что могла она дать своему сыну? Расскажите о
последних минутах Иисуса Христа. Как вела себя
мать Мария?

Учащиеся активны при беседе. Дают оригинальные
ответы.

Слово учителя. (Образ матери Иисуса Христа в
живописи)

Художники создали много картин, изображая мать
Иисуса Христа. Задумались ли вы, что совершенно
вопреки нашей воле, и столь же незаметно и не
слышно сквозь душу каждого человека с поры
юности и до старости проносятся волшебные
частицы искусства, рожденного земными звёздами
- гениальными поэтами, композиторами,
художниками.

Даже если один раз, сегодня, вы прикоснётесь к
красоте, услышите музыку Каччини, Перголези,
Баха, Моцарта, услышите прекрасные стихи, увидите
творение Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др.
художников — и невольно (так устроен любой
человек) след от этого касания останется на всю
жизнь. Конечно, от любого человека зависит,
насколько он захочет углубляться в мир
искусства, насколько он будет увлечён и пленён
им, но влияние на его сердце от одного
прикосновения к прекрасному неизгладимо. Вот
почему род человеческий бережно хранит имена тех
великих мастеров, которые в своих созданиях
воспели добро, свет и заставляли человека
гордиться тем, что он Человек.

Слово учителя о РАФАЭЛЕ. Показ открыток через
эпидиаскоп, слайдов. Пятьсот весен расцвело. Пять
веков в назначенное время наступало лето, а потом
желтели листья и приходила осень. Позже брала
верх зима и уступала дорогу весне. Полтысячи лет
сменялись поколения, неспешно переворачивались
страницы летописи планеты. И, несмотря на это
круговращение, смену событий и поколений, род
людской свято помнил, что в апреле 1483 года в
маленьком итальянском городе Урбино появился на
свет художник, воспевший человека и создавший
картины, являющие нам мир пленительный и
непреходящий, оставивший всем образ Матери -
любящей и страдающей, чудесной и незабываемой.
Тысячи мастеров, больших и малых, писали Мадонн,
но Мадонны Рафаэля — верх совершенства. Безумно
трудно говорить о таком художнике, о нем написаны
сотни книг, репродукции с картин висят на стенах
многих домов, а оригиналы, созданные им, начиная с
крошечных рисунков или эскизов, и, кончая
портретами или картинами, являются украшением и
гордостью лучших музеев мира.

Он рано остался без матери, поэтому в картинах
он с откровенной чистотой души выплескивает
тоску по рано умершей матери, преклоняется перед
чудом материнства, перед загадочной сутью бытия.

В Эрмитаже хранится картина «Мадонна
Конестабиле», в которой все обаяние юности,
девичий хрупкий образ Марии, чистота
воспоминаний детских лет художника.
Величественная и задумчивая «Мадонна дель
Грандука».

В 1515 году РАФАЭЛЯ посетили в Риме «черные
монахи» из далёкого монастыря глухого города
Пьяченце. Они заказали ему «Сикстинскую
мадонну». И он создаёт свой шедевр, величайшее
творение мира. Это, пожалуй, самая знаменитая в
мире картина.

Мария, дарующая миру своего сына, покорная
неизбежному, на миг остановилась в раздумье, в
растерянности и смятении чувств, питая надежду
найти защиту своему ребёнку.

ПАПА СИКСТ призывает Мадонну пожертвовать
сыном во имя спасения человечества, просит внять
его мольбам. Справа от Марии стоит
коленопреклоненная святая ВАРВАРА
(покровительница умерших), такая же красивая,
молодая итальянка, как и Мария с младенцем. Но мир
чувств Варвары проще, в её внешнем облике меньше
благородства, чем у Марии, поглощенной
материнской любовью и сознанием необходимости
жертвы во имя человечества. Образ Марии
олицетворяет высокую нравственную силу, идеал
прекрасного и совершенного человека.
Рафаэлевская Мадонна прежде всего женщина -
мать. «Сикстинская Мадонна» украшает ныне
Дрезденскую галерею. 235 лет она находилась на
родине Рафаэля. И вот уже более 200-х лет живет в
Германии. 20 тысяч золотых дукатов было выплачено
монахам бенедиктинского монастыря Сан — Систо в
Пьяченца, где она висела в главном алтаре
монастырской церкви. Во время второй мировой
войны эта картина была спасена советскими
воинами и хранилась в Советском Союзе и в 1955 году
была возвращена немецкому народу.

РАФАЭЛЬ

умер в 37 лет. Но это был только миг
истории. Рафаэль окончил земную жизнь и начал
вторую, вечную.

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ.

Решающая роль в утверждении искусства высокого
Возрождения принадлежит мастерам эпохи Рафаэля,
Микеланджело, Тициану, Джорджоне. «Мадонна с
цветком» написана в 1478 году во Флоренции, где
художник начинал свой творческий путь. Младенец
тянется к цветку, а юная мать внимательно
наблюдает за ребёнком, радуясь пробуждению его
сознания. Именно идея познания окружающего мира,
глубокий смысл материнства лежит в основе
произведения.

«Мадонна с младенцем» (мадонна Лита) 1482 г.
исполнена в Милане. Лаконична композиция
картины. На тёмном фоне стены с симметрично
расположенными окнами, освещённые спереди и
моделированные тончайшей светотенью фигуры
кажутся объёмными. Красный цвет платья Мадонны
привлекает внимание к центру картины. Несмотря
на то, что лицо Марии повёрнуто почти в профиль, а
веки опущены, ощущается теплый, ласковый взгляд,
обращенный к младенцу, выразительны и глаза
ребёнка. Эти конкретные образы имеют широкий
обобщающий смысл.

Они отражают мечту гуманистов об идеальном
человеке и гармонии бытия. Святую Марию, женщину,
мать воспели в своих произведениях многие
художники. Обращение к выставке и другим
картинам. Учитель перечисляет и кратко
останавливается на картинах.

Очень нравится детям картина Франсиско
Сурбарана «Отрочество Марии», где изображена
девочка лет 8 — 10. Художник очень любил детей. На
картине портрет милой, скромной девочки,
вероятно, дочери художника.

  • Вит Ствош «Снятие со креста».
  • Врубель «Надгробный плач».
  • Жан Фуке «Богоматерь с младенцем».

В МУЗЫКЕ.

Образ матери, матери Иисуса Христа, женщины -
матери волновал, конечно, не только поэтов и
художников разных эпох и времён. Величайшие
произведения, посвященные Святой Марии, создали
и музыканты. Библия явилась источником
вдохновения для музыкантов.

В 15 веке (1550 — 1618) к образу Святой Марии
обратился итальянский музыкант Каччини. Он
создаёт бессмертное произведение «Ave, Мария».

Сл. — лексическая работа.

Учитель: А кто помнит на латыни изречение, где
встречается Ave?

Учащиеся: Мы проходили на уроке русского языка,
когда изучали тему «Обращение», некоторые
латинские выражения с обращениями:

«Ave, Цезарь, моритури те солютант» -
«здравствуй, Цезарь, идущие на смерть
приветствуют тебя».

Итак, Ave — это обращение к Святой Марии.

Буквально: здравствуй, славься, радуйся.

Слово предоставляется концертмейстеру Семенюк
Елене Владимировне и хормейстеру Бердюгиной
Валентине Александровне.

В.А. Бердюгина говорит о том, что самый
совершенный инструмент — это человеческий
голос. Именно при помощи голоса обращаются к
богу. И музыка — она тоже для бога. В средние века
театр считался местом священным. В нем, как и в
церкви, часто звучала церковная музыка.

Группа хора исполнит два произведения о Матери
и для Матери Иисуса Христа. Одно из них написал в
15 веке итальянец Каччини, служивший при дворе во
Флоренции. Это «Ave, Мария».

В нём мольба и прославление всех добрых сил и
матерей! Это всегда мольба о помощи.

Группа хора исполняет «Ave, Мария».

Другое произведение написал тоже итальянец,
композитор Перголези /Драги/, 1710 — 1736 г.

Прожил Перголези всего 26 лет, а прославился на
века.

«Stabat mater» — исполняет на латыни, перевод
«Стоящая мать», группа хора.

Перевод: «Когда тело будет мертво,

Дай душе райскую славу!»:

Учитель: В трудные минуты своей жизни люди
обращаются к богу с молитвой. Прекрасный русский
писатель и поэт так пишет в «Молитве» /Бог/.
Учитель читает стихотворение Д. Мережковского
«Молитва». А какую молитву знаете вы, ребята?

Они говорят, что знают «Отче наш». Ученица
читает наизусть «Отче наш». Это главная молитва,
ребята; ей научил Иисус Христос своих учеников,
апостолов.

Acapella — /акапелльное пение/ Стравинский «Отче
наш».

Учитель: И, наконец, мне хочется обратиться к
художнику Илье Глазунову. Его картина «На
складе» невольно привлекает внимание.
Посмотрите внимательно на эту картину. Что вы
видите на ней?

Учащиеся: Старую заброшенную церковь. На левой
стене фреска, изображающая въезд Христа в
Иерусалим. Перед фреской огромный пень и
воткнутый в него топор /топор палача/ для рубки
мяса. А на правой стене висит разделанная
окровавленная туша животного. Церковь
превращена в мясной склад, а может быть, и в
живодёрню. Это очень страшно. Церковь должна быть
святым местом. И такое соседство — древняя
фреска и мясо — просто недопустимо. Это
кощунство. А через открытую дверь мы видим
деревенскую улицу. И наполняешься чувством
страха, казалось бы, от Вселенского равнодушия.
Этого просто не может быть!

Вот на этом я и хотела бы закончить урок.
Спасибо преподавателям Школы искусств, учащимся
обеих школ. Рада, что принимаю участие в вашем
воспитании.

А Россия будет Вечной с её глубокой добротой,
нравственностью, с верой в бога. Распятый на
кресте Иисус — символ Руси распятой, но вечной
через доброту и мир.

Обратить внимание ребят на картину Ильи
Глазунова «Вечная Россия», на её центральный
образ, фигуру распятого на кресте Иисуса.

ПРИМЕЧАНИЕ

: Очень помогли мне следующие
книги:

  1. Библия.
  2. Г. Гече «Библейские истории», Москва, 1990 г.
  3. Каталог выставки «Илья Глазунов», Москва, 1989 г.
  4. Альбом «Джотто», изд. Изобразительное
    искусство, 1970 г.
  5. Бруно Нардини «Встреча с Микеланджело» /книга
    - альбом/, изд. Детская литература, 1986 г.
  6. Н.А. Дмитриева «Врубель», изд. Москва, Детская
    литература, 1984 г.
  7. Произведения иконописцев Оружейной палаты
    Московского кремля /каталог/, Москва, 1992 г.
  8. Н.А. Дмитриева «Краткая история искусств»,
    Москва «Искусство», 1990 г.
  9. Е. Каменева «Какого цвета радуга», Москва, 1984 г.
  10. Музыкальный энциклопедический словарь, и др.

Следующий: