Беседа о стихах А. А. Фета

Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.

А.А. Фет

В сознании современников А.А. Фет
запечатлелся в двух ипостасях: Фет – поэт и
Шеншин – человек. Эта двойственность во многом
определила эстетические воззрения А. Фета.
Взгляды поэта на то, что есть прекрасное в жизни,
складываются под воздействием различных
факторов и обстоятельств: момент рождения,
детства, условия жизни, отношения к любви – все
играет свою роль. В этой раздвоенности
формируется эстетика А. Фета. Фет считал, что
поэзия и жизнь – несовместимы и им никогда не
слиться. Поэтому, занимаясь хозяйственными
делами, жизнеустройством, он на долгие годы
уходил из литературы. Жизнь скучна, бессмысленна,
тяжела. Она наполнена борьбой, работой,
страданиями и поэтому не может быть предметом
изображения поэзии. Поэзия, по мнению Фета не
должна отражать житейские невзгоды и скорби, она
должна говорить только о красоте, которая
одухотворяет природу и облегчает человеческую
жизнь. Эта та область, где человек живет
настоящей жизнью:

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зрима
Цветет весна и красота.

Вот почему А. Фета относят к поэтам
“чистого искусства”. Одна из основных тем
творчества А.А. Фета – любовь. Любовная лирика
Фета уникальна, так как практически все стихи
посвящены одной женщине – Марии Лазич,
безвременно ушедшей из жизни. А память поэта
хранила одно из самых радостных и самых
трагических воспоминаний. Смерть Марии
окончательно отравила жизнь поэта. Мария Лазич
погибла в 1851 году и все сорок лет, которые поэт
прожил без неё, были наполнены воспоминаниями:

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.



Любовь возвращается к поэту в образах
природы, в снах, память о ней так сильна, что через
сорок лет поэт создает стихи, поражающие силой
чувства, наполненные восторгом любви и радостью
жизни “На качелях” 26 марта 1890 год. Стихи А. Фета
посвященные Марии Лазич становятся памятником
любви поэта. Только в любовной лирике Фета нашли
отражения его жизненные переживания.

А.А. Фет является одним из самых
замечательных поэтов-пейзажистов. Он описывает
природу детально, обстоятельно, наделяя животный
мир присущими ему качествами, чертами характера:

Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!

“…оригинальность Фета состоит в том, что
очеловеченность природы встречается у него с
природностью человека” (Н. Скатов)

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок,
умолчаний. Это сближает ее с импрессионизмом.
Импрессионизм – направление в искусстве XIX века,
сложившееся во французской живописи. Означает
впечатление, которое воспроизводит предмет. Для
него характерна передача настроений,
психологических нюансов, стремление запечетлеть
мир в его подвижности, изменчивости. Стремясь
передать в слове впечатление, Фет создает образы,
которые проявляются в поэзии XX века. При жизни
Фета его поэзия не нашла отклики в сердцах
современников и стала близка и понятна людям XX
столетия.

“Фет – поэт единственный в своем роде,
не имеющий равного себе ни в одной литературе.”
(А.К. Толстой)




Следующий: