Бернард неуязвимый… Биографическая экстраваганца первый урок по творчеству Б. Шоу

Цель урока:

Знакомство с личностью
писателя; работа по теории литературы
(повторение особенностей драмы, освоение термина
“экстраваганца”); развитие навыков
выразительного чтения.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный
проектор, запись на диске.

Запись на доске

: Экстраваганца – жанр пьесы
(часто у Шоу), от слова “экстравагантный” –
“вызывающий”.

Ход урока

Не желаю, чтобы мои пьесы стали орудием
пытки. Б. Шоу


1. Биографическая экстраваганца.

(Часть пьесы
О. Дорофеева)

Биограф:

Наивная Бесси не придумала
ничего лучше, чем приступить с расспросами к
самому жениху, и тот, честно глядя одним глазом на
север, а другим на юг, объявил, что на всем свете,
от севера до юга, нет более убежденного
сторонника трезвости, чем он, Джордж Карр Шоу. И
ведь, представьте себе, он не лгал. Просто у
папаши Шоу никогда не хватало воли, чтобы свой
образ жизни привести в соответствие с
убеждениями. И уже во время медового месяца
бедняжка Бесси обнаружила в шкафу залежи пустых
бутылок из-под виски. Вот куда завел ее первый
самостоятельный шаг! Из-под бабкиной пяты — в
объятья горького пьяницы. От обиды и отчаяния
Бесси едва не сделала второй шаг, столь же
необдуманный. Новобрачные оказались тогда в
Ливерпуле, и она решила немедленно сбежать от
мужа: пойти в порт, наняться на какой-нибудь
корабль стюардессой и — прости-прощай, Джордж
Карр… Просто мороз по коже, когда подумаешь, от
каких пустяков могут зависеть судьбы литературы:
окажись публика в порту потрезвее, поучтивее,
поразборчивее в выражениях — и уплыла бы малышка
Бесси за синее море, за далекие горы, а Британия
лишилась бы блестящего драматурга. Но, к счастью
для Британии, портовые впечатления склонили
Элизабет вернуться к незлобивому пьянице-мужу. И
стали они жить вместе, но совершенно врозь. Да,
Элизабет все-таки осуществила побег, не столь
дерзкий, как она замышляла в Ливерпуле, но зато в
такие недосягаемые дали, откуда выцарапать
человека крайне, крайне сложно. Она сбежала в
себя, в свой , воображаемый мир. Но у Бесси был
прекрасный голос, и она целиком отдалась
занятиям музыкой. Посему в ее воображаемом мире
наигрывала волшебная Моцартова флейта и
бушевали оперные страсти.

Душеприказчик.

Появились дети,
которые росли себе как трава, матушка их почти не
замечала. Но нет худа без добра: мальчишка мог
идеализировать ее сколько угодно и при этом не
бояться горького разочарования. Какое счастье —
пойти с ней на прогулку, в гости, поехать
куда-нибудь!.. О-о-о! Благодарная память Джи-Би-Эс
на всю жизнь сохранит тот из ряда вон выходящий
факт, что раз или два матушка сама, лично намазала
ему хлеб маслом, и густо-таки намазала, от всей
своей оперной души.

Биограф.

А папаша тем временем
продолжал закладывать за воротник?

Душеприказчик.

И весьма обильно.

Биограф.

Н-да-а-а, не очень-то повезло
Шоу с родителями.

Душеприказчик.

Но при этом, заметьте,
ни на каких других он бы в жизни не согласился.

Душеприказчик.

До школы с
маленьким Шоу занималась сначала гувернантка,
потом — дядя-священник.

Душеприказчик

. Джи-Би-Эс говаривал:
“По-моему, я родился грамотным”. К десяти годам
он был напичкан Шекспиром. Он обожал и бесконечно
перечитывал “Путь паломника” Джона Беньяна. Лет
двенадцати-тринадцати, уже будучи порядочным
циником и скептиком, одолел всего Диккенса.

Душеприказчик

. А потом он уехал в
Лондон. Если бы его призванием была наука или
музыка, он направил бы стопы в Берлин или Лейпциг.
Живопись привела бы его в Париж. За богословием
он отправился бы в Рим, а за протестантской
философией — в Веймар. Но поскольку его орудием
был английский язык, ему ничего не оставалось,
как поехать в Лондон. Да, он ехал завоевывать
британскую литературную державу, а для этих
целей лучше Лондона действительно нет ничего на
свете…

2. Из записок биографа.

1) “Я был ирландцем,— писал он сорок
лет спустя,— стало быть, у меня неоткуда. Было
взяться патриотическим чувствам ни к той стране,
которую я покинул, ни к той, которая ее разорила”.



2) Оказавшись в 1876 году в Лондоне, он
написал 5 романов, о которых Оскар Уайльд сказал:
“Можно по-разному не любить Шоу – можно не
любить его пьесы, а можно любить его романы”.
Но его романы, от которых он сам приходил в
“ужас”, не печатали.

3) 1879 года он начал упражняться в
ораторском искусстве. Впервые устное публичное
слово Шоу выдавил из себя на собрании так
называемого “Общества пытливых”.


Из “Карманного справочника
революционера” Бернарда Шоу

Не обращайся с другими так, как ты
хотел бы, чтобы они обращались с тобой. Ваши вкусы
могут не совпадать.

Свобода означает ответственность. Вот
почему большинство боится её.

Деятельность есть единственная дорога
к знаниям.

Пока у нас существуют тюрьмы, не имеет
значения, кем из нас они заполнены.

Добродетель не в том, что ты
воздерживаешься от порока, а в том, что не желаешь
его.

XIX столетие было веком веры в высокое
искусство. Результат налицо.

Не тратьте время на социальные
вопросы. Проблемы бедных – в бедности. Проблемы
богатых – в бесполезности.

Есть одно золотое правило: золотых
правил не существует.

4) Шоу превратился в критика: с 1885-го по
1898-й год он последовательно сеял панику сначала в
рядах художников, потом — в стане музыкантов,
наконец — в театральных кругах.

5) Критическая деятельность Шоу
положила конец нищете и безымянным творческим
мукам (“Именно на этом клоунском поприще я
впервые завоевал известность”): сначала он
приобрел великолепную шерстяную тройку
шоколадного цвета, а затем — славу первого
юмориста в Лондоне и изобретателя самых
невероятных парадоксов.

6) С 1892 года он пишет пьесы ( всего 47).
Некоторые из них шли с успехом, но самый
оглушительный ждал пьесу “Пигмалион” в 1914 году.

3. Особенности драматического
произведения:

1) Род литературы, наряду с эпосом и
лирикой.

2) Объективное изображение жизни через
события, поступки, столкновения героев, т.е. через
явления, составляющие внешний мир.

3) Живое, разворачивающееся в настоящем
времени , действие, показанное через конфликт и в
форме диалога.

4) Драматическим персонажам придан
облик живых людей.

5) Специфические литературные
признаки: особенности выбора и построения
сюжета, своеобразие обрисовки характеров,
композиционное членение.

4. “Пигмалион” Демонстрация отрывка
мюзикла Фредерика Лоу “Моя прекрасная леди”
(Знакомство Хиггинса и Элизы Дулитл).

5. Д/з: Биография Б. Шоу, чтение пьесы,
ответ на вопросы.

Литература

1. Дорофев О.А. Бернард Неуязвимый или тележка
надкусанных яблок. – М.: Рипол-классик, 1998 г.
2.Михальская Н.П. Бернард Шоу. – М.:Просвещение, 2004
г.
3. Свенцицкая О. Разрушитель театральных
банальностей. – М.: Аванта, 2001 г.
4. Хескет. Бернард Шоу. – М,: Терра, книжный клуб, 1998
г.
5. Шоу Бернард. Изобранные пьесы. – М.: Рипол
классик, 2001г.
6. Энциклопедия для детей – М.: Всемирная
литература, 2001 г.




Следующий: