Басни – к мудрости ступенька

Цели урока:

  1. Знать основные особенности басни как жанра.
  2. Видеть отличие басни от ранее изученных жанров.
  3. Научить читать и понимать басни.

Оборудование:

  1. Портрет И.А.Крылова.
  2. Портрет древнегреческого философа Эзопа.
  3. Фотография памятника на могиле Крылова.
  4. Иллюстрации к басням.


Ход урока



1. Организационный момент.

2. Нацеливание.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
    литературным жанром, научимся видеть отличие
    этого жанра от других литературных жанров.


3. Объяснение нового материала.

  • Сегодня ребята заранее подготовили
    инсценировки. Вы должны послушать и определить, с
    каким литературным жанром знакомят нас ребята. И
    м.б. назовете автора этих произведений.
  • Инсценирование басни “Ворона и лисица”.
  • Инсценирование басни “Квартет”.

– Какой жанр представили нам ребята?

– Кто автор этих произведений, этих басен?

  • Наш урок будет посвящен басням. Ребята, знаете
    ли вы, что еще в 6 веке до нашей эры в Древней
    Греции жил раб Эзоп, который создавал свои басни.
    Эзоп в своих баснях восхваляет скромность,
    которая украшает человека, и высмеивает
    хвастовство

Но на уроке мы будем знакомиться с баснями
Ивана Андреевича Крылова. С детских лет мы слышим
о дедушке Крылове. Давайте рассмотрим памятник,
который находится в Санк-Петербурге. М.б.
кто-нибудь был на могиле у И.А.Крылова и видел
памятник? В центре баснописец, а вокруг него
скульптор усадил зверей.

– А кто догадается, почему у ног Крылова
скульптор расположил зверей?

– Это герои его басен.

– И.А.Крылов писал не только басни, он создавал
свои произведения и в других литературных
жанрах. Но только басни принесли известность
автору. Только басни прославили его.

– Какие басни Крылова вы знаете? Назовите их.

– Сегодня мы познакомимся с новыми баснями и
научимся определять их особенности.

Каждому приходилось слышать: “соловья
баснями не кормят”, “хватит басни
рассказывать”
. Легко догадаться, какой смысл у
слова “басня”. Какой?

– Пустой рассказ, байка, ложь, враки. Но это
только одно значение. Есть и другое, литературное
значение.


4. Словарная работа.

БАСНЯ

это аллегорический рассказ, чаще
всего в стихах, содержащий мораль.

АЛЛЕГОРИЯ

изображение жизни, которая
таит в себе скрытый смысл.

МОРАЛ Ь

нравоучительный логический
вывод.

– Вспомните басни, которые нам прочитали
ребята в начале урока. Только ли о жизни и
поведении животных рассказывает нам автор?



– Мы смеемся над героями басен– потешными
зверями, иногда глупыми, иногда злыми и хитрыми.
Но мы понимаем, что Крылов под всеми этими
зверями подразумевает человека. Пишет об одном, а
мы понимаем о другом – вот это и есть аллегория
(иносказание).

– Он высмеивает, разоблачает человеческие
пороки – это лень и невежество, зависть и
хитрость, глупость и трусость.

– Главные герои– животные, но это необычные
герои, они аллегоричны.


5. Работа с басней “Свинья под дубом”.

  • Чтение басни “Свинья под дубом” Учителем.
  • Словарная работа. Как вы понимаете следующие
    слова

?

ОСЛЕПЛЕНЬЕ– слепой на какое-то время

ПРОДРАВШИ – (просторечное) проснувшись

РЫЛО – вытянутая часть передней головы у
некоторых животных

ВКУШАЕТ– получает

НЕВЕЖА – невоспитанный, грубый

НЕВЕЖДА – незнающий

  • Беседа по вопросам.

– Кто является главными героями басни?

– О чем нам рассказывает баснописец?

– Какая история приключилась с нашими героями?

– Почему свинья утверждает, что от дуба нет
никакой пользы?

– Что по этому поводу думает ворон?

– Как вы думаете: есть ли от дуба какая-нибудь
польза или нет?

– С помощью чего автор помогает нам понять
права или нет свинья? (Морали).

– Что высмеивает автор в басне? Какие пороки?

– Кого высмеивает?

НЕВЕЖД, которые не понимают пользы ученья,
или

НЕВЕЖ, тех, кто отвечает на добро черной
неблагодарностью.

– Как бы вы назвали свинью “невежей” или
“невеждой”?

– Докажите, что “Свинья под дубом” является
басней.

  • Чтение басни ребятами.
  • Цель чтения: передать голосом
    ограниченность свиньи, совет ворона,
    разочарованность дуба, мораль автора.
  • Чтение по ролям (2 раза);
  • Чтение одного ученика.

Работа с моралью.

– Каким премудростям учат басни Крылова?


6. Мини-викторина по изученным басням Крылова.

Определите, из какой басни взяты эти строки.

  • Чем кумушек считать трудиться

Не лучше ль на себя кума оборотиться.

  • Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.
  • “Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на
    слона”.
  • Сыр выпал– с ним была плутовка такова.


7. Подведение итогов.

– Назовите основные особенности басен.

– Чем отличается басня от сказки или
стихотворения?

– Выставление оценок.


8.

Задание на дом. Выучить наизусть басню.




Следующий: