Анализ стихотворения»Шаганэ ты моя Шаганэ » Стихотворение…

Анализ стихотворения»Шаганэ ты моя Шаганэ »

  • Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ! » Сергей Есенин посвятил молодой учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой поэт встречался, будучи на Кавказе. Шаганэ Тальян, Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, с нее и писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». В стихотворении поэт создал образ поэтический, изобразил поэтическую влюбленность, которой, по всей видимости, не было. Но главное здесь любовь к России. В стихотворении-глубокая ностальгическая тоска по родным полям и «дальней северянке». Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины. Рассказывая о самом дорогом, любимом для него, поэт прибегает к гиперболе («Потому что я с севера, что ли, что луна там огромней в сто раз… «); сознательно, как мастер высочайшего класса, виртуозно владеющий родним языком, нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле… «. Грамматическая норма требует употребления в данном контексте глагола «рассказать» с предлогом «о» (рассказать о поле) . Однако «рассказать поле»-выразительнее, глубже, экспрессивнее, чем общепринятое «рассказать о поле», оно сближается по значению с глаголом «высказать» — высказать душу. А стихия души и сердца в есенинском поэтическом мире-важнейшая. Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое «кольцо»- прием, традиционный в восточной поэзии. Все пять строф стихотворения-интереснейшие примеры строфического кольца. Главное в композиции этого произведения то, что его первая строфа составлена из начальных и заключительных строк всех строф и содержит в себе все те темы и мотивы, которые получат развитие в последующих строфах: 1. Шагана ты моя, Шаганэ! 2. Потому что я с севера, что ли, 3. Я готов рассказать тебе поле, 4. Про волнистую рожь при луне. 5. Шаганэ ты моя, Шагана. 6. Потому что я с севера, что ли, 7. ..8. ..9. ..10. Потому что я с севера, что ли, 11. Я готов рассказать тебе поле, 12. ..13. ..14. ..15. Я готов рассказать тебе поле, 16. Про волнистую рожь при луне. 17. 18. ..19. ..20. Про волнистую рожь при луне. Таким образом, стихотворение напоминает венок сонетов с той разницей, что магистральный стих помещен здесь не в конце, а в начало произведения. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. » написано трехстопным анапестом. Это — не часто встречающийся в творчестве поэта размер, в отличие, например, от двусложных, в первую очередь от знаменитых есенинских хореев. Здесь в значительной степени размер уже задан именем героини-Шаганэ, поставленным в начале строки.



Следующий: