А Мартынов ли убил Лермонтова, какие еще рассматривались…


А Мартынов ли убил Лермонтова, какие еще рассматривались версии, что подсказывает

  • Думаю, что Лермонтова убил Мартынов. Можно сколько угодно говорить о Барантах и Гекерренах, но Мартынов и Дантес не идиоты, чтобы подставлять свою грудь под пули ради какого-то дяди, пусть и высокопоставленного. Вероятно, Лермонтов просто довел Мартынова до дуэли, сам дал повод своим поведением, по воспоминаниям современников, у Михаила Юрьевича был очень вспыльчивый характер.
  • По порядку. Лермонтова убил именно Мартынов через пол-года после дуэли с Барантом. Обстоятельства дуэлей детально изложены в «Лермонтовской энциклопедии» Там сказано: «Дуэль с Э. Барантом состоялась в воскресенье 18 февр. 1840 на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д’Англесе. Сначала дрались на шпагах. Б. слегка оцарапал грудь противника. Л. сделал выпад, но конец его шпаги переломился. Перешли на пистолеты, Б. стрелял первым и промахнулся. Л. выстрелил в сторону. Противники тут же помирились. 11 марта Л. был арестован и предан воен. суду. Б. , как сын франц. посла, не был привлечен к судебной ответственности и не был допрошен. Первоначально виновницей дуэли называли жену рус. консула в Гамбурге Терезу фон Бахерахт (урожд. Струве) , пользовавшуюся в этот сезон большим успехом в великосветском петерб. кругу. Непосредств. повод к вызову на дуэль известен по офиц. показаниям Л. : 16 февр. на балу у гр. Лаваль Б. потребовал у Л. объяснений по поводу якобы сказанных им в разговоре с «известной особой» «невыгодных вещей» о нем. Обмен колкостями завершился фразой Б. : «Если бы я был в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело» . Намек на рус. законы прозвучал оскорбительно для нац. достоинства страны; Л. парировал: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно» . Б. вызвал Л. Ссора явилась как бы отражением эпизода, бывшего во франц. посольстве месяца за два до бала у Лаваль. Посланник, сочтя нужным пригласить на прием рус. поэта, вынужден был предварительно осведомиться через А. И. Тургенева, правда ли, что Л. в стих. «Смерть поэта» поносит всю франц. нацию, а не одного только убийцу Пушкина. Убедившись в неосновательности этого подозрения, Б. пригласил Л. на бал. Кто восстанавливал посланника против Л. , не выяснено. Задержавшись в Петербурге, Э. Б. опровергал во всех гостиных офиц. показания арестованного Л. Он счел для себя оскорбительным слух о том, что противник выстрелил в воздух, и обвинял поэта во лжи. 22 марта Л. пригласил Б. для объяснений на Арсенальную гауптвахту, где еще раз подтвердил правдивость своих показаний и предложил новую дуэль. Б. при двух свидетелях отказался от своих претензий. » Относительно дуэли с Мартыновым, там же: » Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Л. был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагич. события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М. П. Глебова и А. И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собств. вину. Причиной послужили колкости Л. в адрес Мартынова. » На счёт траектории пули, «Третьего убийцы» и проч. : «Вероятно, соответствует истине и слух о том, что Л. выстрелил (или, по крайней мере, готовился выстрелить) в воздух. В акте медицинского осмотра трупа указывается: «При осмотре оказалось, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны» (Летопись, с. 169—70). Но такой угол раневого канала (от 12-го ребра до противоположного 5-го межреберья уклон при нормальном положении туловища составляет не менее 35°) мог возникнуть только в случае, если пуля попала в Л. , когда он стоял повернувшись к противнику правым боком (классич. поза дуэлянта) с сильно вытянутой вверх правой рукой, отогнувшись для равновесия влево. Факт выстрела Л. в воздух секунданты видимо пытались скрыть, что бы выгородить М. — ведь он стрелял в Л. не только будучи уверенным, что тот в него не целится и не выстрелит, но именно в тот самый момент, когда Л. поднял руку с пистолетом и, возможно, даже успел выстрелить в воздух. «
  • у меня с юности сложилась вот такая романтическая версия: МЮЛ за 3 года до смерти описал дуэль в ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.. . там герой побеждает пошлое общество (в лице грушницкого) своим недюжинным умом и сообразительностью.. . а когда в реале сложилась аналогичная ситуация — ПОЭТ напротив не предпринял никаких усилий победить …он подставил свою грудь пуле, даже не ожидая, что в него будут стрелять.. . то есть оказался в жизни более незащищенным.. . что касается его холерического темперамента — .молодость, молодость…. он то и дело стрелялся.. .
  • Насколько известно — ПОВОД и ПРИЧИНА, хотя и «зависимые», но всё-таки разные вещи. Причиной гибели Михаила Юрьевича Лермонтова было его высказывание, содержащееся в стихотворении «НА СМЕРТЬ ПОЭТА», в частности — добавленные стихи с прямыми указаниями на истинных виновников гибели А. С. Пушкина: «…А вы, надменные потомки, ИЗВЕСТНОЙ ПОДЛОСТЬЮ ПРОСЛАВЛЕННЫХ ОТЦОВ… » Едва ли надо слишком много интуиции, чтобы догадаться, что речь о ПОТОМКАХ БИБЛЕЙСКОГО ИАКОВА, получившего наследное благословение и привилегии ПУТЁМ ПОДЛОГА. Настоящей ошибкой ПОЭТА было не то, что он «задел» представителей диаспоры в РОССИИ и ЕВРОПЕ, а то, что были «задеты» все из-за одного, некорректно подобранного в стихе СЛОВА. — - — — — —ВЕРНЕЕ было бы написать: «ИЗВЕСТНОЙ ПОДЛОСТЬЮ ОБМАНУТЫХ ОТЦОВ» — - — — — —( Не следует также забывать, что инициатором обмана был не сам ИАКОВ, но ОН пошёл на поводу у собственной матери, ложно понявшей, в чём истинное благо для её сына и попытавшейся обмануть судьбу)
  • Месяца три назад на «Ответах» уже обсуждалась эта тема.. . В юности в журнале «Вопросы литературы» молодой исследователь выдвинул одну любопытную версию. По ней выходило, что Мишель ( как его называли друзья ) просто-напросто заигрался. Его дуэль ( последняя ) была абсолютным слепком дуэли, описанной Пушкиным в одной из его повестей Белкина. Мало того, что, обладая совершенно жутким, если не сказать мерзким, характером, поэт напрямую спровоцировал Мартынова неприличными рисунками и прямыми оскорблениями, он явился на дуэль, держа в руках картуз, наполненный какими-то ягодами и сказал друзьям, что стрелять «в этого дурака» он не будет. После смерти акт вскрытия (первый) якобы свидетельствовал о том, что траектория пули, убившей поэта НЕ могла быть выпущена из пистолета Мартынова. Был также якобы обнаружен рисунок самого Лермонтова со сценой дуэли, на которой изображена местность, похожая на предгорье Машука. И на нем в кустах недалеко от места дуэли нарисован человек с пистолетом в руках.. . Получается, что Мишель предполагал — его могут убить, воспользовавшись фактом дуэли.. . И он рискнул бросить вызов Судьбе. Если вспомнить, что одна из глав «Героя… » называется «Фаталист», все это позволяет думать, что автор вышеупомянутой статьи имел право на подобную версию.. . Предвидя возмущенный хор, реагирующий на мое упоминание о психологическом портрете Михаила Юрьевича, отсылаю их к мемуарам его современников. В И-нете он выложен. Кроме того в полном собрании сочинений перелистайте том, содержащий его личную переписку. В свое время была не просто шокирована — раздавлена его откровенным цинизмом…



Следующий: