Значение слуха о сумашествии Чацкого?

Значение слуха о сумашествии Чацкого?

  • Значение образа Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» очень точно определил Гончаров: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин» . Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
    События 3-го действия комедии (явления 14-21) как нельзя лучше подтверждают это положение. Да, Чацкий – жертва, жертва поневоле. Слово, сплетня, людская молва сыграли в его судьбе роковую роль.
    Как определил Немирович-Данченко, «Загорелась маленькая травка, потом огонь пошел лизать все вокруг, легкий треск перешел в зловещий глу-хой шум, и скоро все обращается в удушливый пожар» .
    Так обмолвка Софьи, затем – «убедительнейшие» подробности лгунишки Загорецкого и, наконец, религиозно-политические обвинения глухой графини как ярчайшее воплощение «логики» фамусовского общества – все это привело к тому, что Чацкий был объявлен сумасшедшим.
    Третье действие комедии происходит в доме Фамусова, в доме, где «все двери настежь» . Чего, кстати, не скажешь, о людях, об их мыслях, чувствах и намерениях.
    Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай. Просто господин N вовремя оказался рядом с Софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: «Он не в своем уме» . Так можно сказать в шутку, и не стоило принимать эти слова за истину. Но нет, ведь это сказано о Чацком, а он всем «насолил» . И поэтому с большим удовольствием господин N подхватывает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. Немного отвлечемся от событий и зададимся вопросом: «Почему гость Фамусова не имеет имени? » Более того, у него есть своеобразный двойник – господин Д. Это очень глубокий психологический ход Грибоедова. Безымянные гости на званном вечере исполняют роль малоприметную, но зловещую. Это роль разносчиков сплетни о сумасшествии Чацкого.
    Орудием борьбы против него противники избрали сплетню. Скажем, достойный для них ход, иного ожидать и не приходилось. Коварный, отвратительный, безнравственный способ борьбы против своего противника, не-сущего свет правды.
    А. С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни – ее зарождение, распространение и превращение в очернительную ложь.
    Удивительно, с какой быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они моментально объединяются этим слухом, так как Чацкий – опасный враг.
    Один из удачных авторских приемов в комедии – соседство комичного и трагичного. Старая графиня, будучи глуховатой, перевирает слова по сход-ным понятиям. Это как игра в испорченный телефон. Да, это смешно, если б не было трагично. И это трагичное – искажение смысла услышанного. Вот Загорецкий на ее вопрос: «… нет ли здесь пожара? » — объясняет: «Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму» . Не расслышав, графиня переспрашивает: «Как, Чацкого? Кто сел в тюрьму? » И навязчивая идея о полицмейстере и тюрьме не дает ей покоя. За комизмом этой ситуации стоит мрачное пророчество. И тут Грибоедов заставляет читать между строк. «Полицмейстер – тюрьма – солдатчина» — это судьба многих декабристов и всех тех, кто пытался переменить общественную жизнь России.
    В 21-м явлении III действия Грибоедов собрал всех действующих лиц и даже более того. Он заканчивает ремарку словами: «…и многие другие» . У Грибоедова, как мы уже убедились, никогда и ничего случайного не бывает. Наверное, должно произойти что-то очень важное.
    Все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить, провозгласить весть о сумасшествии Чацкого. Эта авторская задумка, продуманная во всех деталях, поражает своей логичностью и безукоризненным воплощением во всем: слове, жесте, паузе. Почему именно графине Хлёстова произносит:
    С ума сошел! Прошу покорно!
    Да невзначай! Да как проворно!
    Ты, Софья, слышала?
    Грибоедов – мастер психологического анализа. Это проявляется в том, как убеждают гости Фамусова друг друга в сумасшествии Чацкого. Все верят в это. Но только не читатель.



Предыдущий:

Следующий: