Характеристика наземно воздушной среды обитания!!!


Характеристика наземно воздушной среды обитания!!!

  • В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Жизнь на суше потребовала таких приспособлений, которые стали возможными только при сравнительно высоком уровне организации как растений, так и животных. Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены воздухом и газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве (твердый субстрат) , а растения укореняются в ней.
    В наземно-воздушной среде действующие экологические факторы имеют ряд характерных особенностей: более высокая интенсивность света в сравнении с другими средами, значительные колебания температуры, изменение влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток
  • Наземно-воздушная среда обитания

    В ходе эволюции эта среда была освоена позже, чем водная. Ее особенность заключается в том, что она газообразная, поэтому характеризуется низкими влажностью, плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. В ходе эволюции у живых организмов выработались необходимые анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и другие адаптации.
    Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые) , а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т. е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше и поддерживающие тела со всеми его органами в условиях незначительной плотности среды, в тысячи раз меньшей по сравнению с водой. Экологические факторы в наземно-воздушной среде отличаются от других сред обитания высокой интенсивностью света, значительными колебаниями температуры и влажности воздуха, корреляцией всех факторов с географическим положением, сменой сезонов года и времени суток. Воздействия их на организмы неразрывно связано с движением воздуха и положения относительно морей и океанов и сильно отличаются от воздействия в водной среде (табл. 1).
    Таблица 5
    Условия обитания организмов воздушной и водной среды
    (по Д. Ф. Мордухай-Болтовскому, 1974)
    Условия (факторы) обитанияЗначение условий для организмов
    воздушной средыводной среды
    ВлажностьОчень важное (часто в дефиците) Не имеет (всегда в избытке)
    ПлотностьНезначительное (за исключением почвы) Большое по сравнению с ее ролью для обитателей воздушной среды
    ДавлениеПочти не имеетБольшое (может достигать 1000 атмосфер)
    ТемператураСущественное (колеблется в очень больших пределах – от -80 до +1ОО°С и более) Меньшее по сравнению со значением для обитателей воздушной среды (колеблется гораздо меньше, обычно от -2 до +40°С)
    КислородНесущественное (большей частью в избытке) Существенное (часто в дефиците)
    Взвешенные веществаНеважное; не используются в пищу (главным образом минеральные) Важное (источник пищи, особенно органические вещества)
    Растворенные вещества в окружающей средеВ некоторой степени (имеют значение только в почвенных растворах) Важное (в определенном количестве необходимы)
    У животных и растений суши выработались свои, не менее оригинальные адаптации на неблагоприятные факторы среды: сложное строение тела и его покровов, периодичность и ритмика жизненных циклов, механизмы терморегуляции и пр. Выработалась целенаправленная подвижность животных в поисках пищи, появились переносимые ветром споры, семена и пыльца растений, а также растения и животные, жизнь которых всецело связана с воздушной средой. Сформировалась исключительно тесная функциональная, ресурсная и механическая взаимосвязь с почвой.
    Многие из адаптаций были рассмотрены нами выше, в качестве примеров при характеристике абиотических факторов среды. Поэтому сейчас повторяться нет смысла, т. б. , что к ним мы вернемся еще на практических занятиях




Предыдущий:

Следующий: