Возрождение национальной культуры в Бессарабии в межвоенный период: цифры и события процессы

Возрождение национальной культуры в Бессарабии в межвоенный период: цифры и события процессы

  • После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %).
    Высшее образование в Бессарабии сосредоточилось в двух открытых в Кишинёве факультетах Ясского университета: теологическом (1926) и агрономическом (1933). На кафедрах агрономического факультета проводилась научно-исследовательская работа.
    В 1921 году Румыния направила чехословацкому правительству ноту, согласно которой «приём бессарабской учащейся молодёжи в чехословацкие высшие учебные заведения рассматривается Румынией как действие, направленное против целей её внутренней политики» . А с 1 апреля 1935 года румынское правительство запретило родителям высылать деньги бессарабским студентам, обучавшимся за границей.
    Церковь
    К моменту вступления румынских войск на территорию Бессарабии в регионе существовали три епархии, подчинённые Русской православной церкви — Кишинёвская в центре Бессарабии, Болградско-Измаильская на юге и Хотинская на севере. Местные церковнослужители с недоверием отнеслись к вхождению региона в состав Румынии, так как в стране действовала Румынская православная церковь [16].
    Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим. Прихожане встретили его недружественно, поэтому Никодим обратился к ним с речью, в которой оправдывал действия румын: «Молдаване должны знать, что они виновны в этом, так как не решились отречься от русского архиерея, которого Румыния не может терпеть после того, как он охаял её, будучи в Москве» .
    Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчинённых Российской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Наказания также следовали за помощь антирумынскому движению. Именно поэтому большое количество церковнослужителей бежало из Бессарабии в Одессу и прилегающие регионы. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне — русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введён запрет на богослужение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили.
    Те, кто не бежал за границу из-за репрессий по религиозному или языковому признаку, объединялись в религиозно-политические общества. По всей территории Бессарабии возникло несколько таких организаций. Румынское правительство в свою очередь организовало на территории региона свои религиозно-политические организации для противопоставления с антирумынскими. Обе противоборствующие стороны вели пропаганду, печатали газеты и листовки. Поддержки со стороны Российской православной церкви не было, так как она сама испытывала затруднения.
    Вокруг празднования Пасхи возник конфликт из-за румынской реформы календаря. Фактически Бессарабская церковь оказалась расколота надвое — одни поддерживали румын, другие — русских.



Предыдущий:

Следующий: