В лесной зоне возникли и развивались многие известные художественные ремесла: хохломская роспись, богородская игрушка, г

в лесной зоне возникли и развивались многие известные художественные ремесла: хохломская роспись, богородская игрушка, г

  • В лесной зоне возникли и развились многие известные художественные ремесла: хохломская роспись, богородская игрушка, гжельская посуда и т. д.
    Где находятся основные центры этих и других ремесел. Какие природные предпосылки могли способствовать их развитию?

    Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходят в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.
    Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные» — фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.



    Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.
    Первое время возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье» , т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

    К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр – Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь» , которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
    Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине 17 века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины, как нельзя лучше, подходили для аптекарской посуды. Во второй половине 18 века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью. В начале 19 века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Самобытный стиль росписи кобальтом – синей краской – становится классическим, используется тридцать различных оттенков.




Предыдущий:

Следующий: