В чём особенность композиции «Бэла» — Герой нашего времени, Лермонтов?


В чём особенность композиции «Бэла» — Герой нашего времени, Лермонтов?

  • «Бэла» — первая повесть, с которой начинается роман. Мы знакомимся непосредственно, а о других слышим из уст Максима Максимыча: о Печорине, Бэле, Азамате, Казбиче, — они являются главными героями повести, с ними связана центральная часть повести «Бэла» — рассказ Максима Максимыча о случае в крепости, которому он был свидетелем. Перед читателями возникает одна из особенностей композиции «Бзлы» : неоднородность сюжета: центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максииом Максимычем и путешествии по Военно-Грузинской дороге. Такая разорванность центральной сюжетной части не кажется искусственной, если принять во внимание, что «Бэла» написана в форме путевых записок Указание на это есть в самом тексте повести. Автор говорит: «… я пишу не повесть, а путевые записки… » .Поэтому можно назвать некоторые особенности этого жанра: отсутствие единого сквозного сюжета, интерес ко всему, что встречается в пути, обилие описаний. Избранный автором жанр легко объясняет и оправдывает композицию повести «Бэла» . На первый взгляд она может показаться запутанной почему, например, история Бэлы и Печорина передается в два приема, но это впечатление исчезает при чтении: естественно происходит переключение повествования с одного плана на другой. Органично связываются в одно целое и описания природы, и зарисовки, немногочисленных бытовых сцен, и характеристики встретившихся в пути людей, и рассказ о необыкновенной истории, происшедшей в военной крепости. С первых же строк повести читатель чувствует непринужденность и простоту, с какой автор ведет рассказ. У читателя создается впечатление, что он вместе с автором и Максимом Максимычем проезжает Койшаурскую долину, ночует в дымной сакле, совершает перевал через Крестовую гору — гак рельефны и правдивы все описания. Правда жизни, верность действительности — в каждой фразе.
    Показать выразительность и правдивость авторских описаний природы можно и путем анализа одного из пейзажей. Например, пейзаж, начинающийся словами: «Налево чернело глубокое ущелье», — типичный кавказский пейзаж: ущелье, горы, камни, кустарники — вот на что обращает внимание автор. Все это он видит вечером, когда надвигающаяся темнота накладывает на предметы свои тени. Автор точно воспроизводит вечерний пейзаж, он пишет, что ущелье «чернело» , вершины гор были «темно-синие» , небо — «темное» , камни — «черные» . Внимательный взгляд его схватывает в предмете самый характерный признак, что усиливает впечатление реальности, жизненности картины. Так, камни — «голые, черные» , листок на кустарниках — «сухой» , ущелье — «глубокое» , побрякивание колокольчиков — «неровное». Реалистически изображены в повести не только природа, но и люди, и их быт. Характерно в этом отношении описание сакли, где остановились путники. В отличие от описаний природы, в зарисовке сакли нет никакого лиризма, хотя присутствие автора обозначено и здесь. Лермонтов избегает даже переносного значения слов: ставя задачей беспристрастно воспроизвести увиденное, он стремится к предельной точности, почти документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: «три ступени» , «два столба» , «дае старухи» , «один грузин» . Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли и убожество всей обстановки: ступени «скользкие и мокрые» , свет «тусклый» , столбы «закопченные» , грузин «худощавый» . И лишь после исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: «Жалкие люди! » — сказал я штабс-капитану» . И вот в этой-то сакле, убогой, подчеркнуто прозаичной, без намека на какую бы то ни было поэзию, прозвучит рассказ о ярких событиях, о красивых и смелых людях, рассказ почти романтический по характеру событий, но правдивый в данной обстановке и в устах простого, бесхитростного Максима Максимыча теряющий всякий налет романтизма. Реализм характерен не для всей повести, а только для той ее части, которая может быть названа «путевыми картинами».



Предыдущий:

Следующий: