Толстой «Отрочество». Лев Николаевич Толстой «Отрочество» вопрос №11 Какова художественная роль сцен природы help

Толстой «Отрочество». Лев Николаевич Толстой «Отрочество» вопрос №11 Какова художественная роль сцен природы help

  • Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точ­но. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и кра­ски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кус­тах слышно хлопотливое движение ма­леньких птичек, и из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи… » Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.
    :Oблака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принима­ет мрачный характер»; гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя;

    «дождь как из ведра» ;

    дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы» .

    «Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слы­шится слабый гул.

    Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрест­ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер» . «Молнии вспыхива­ют как будто в самой бричке» .

    Наконец «ослепительная молния, мгно­венно наполняя огненным светом всю ло­щину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровож­дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами» .



    И только после этого начинается «косой дождь как из ведра» . Однако скоро он ста­новится мельче и, наконец, прекращает­ся. Снова светит солнце. Радостное чувст­во охватывает путников» .

    Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:

    «- Любочка! Катенька! — кричу я, по­давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!

    Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз­давят.

    - Да ты понюхай, как пахнет! — кри­чу я» .

    Мы видим, как радуется Николенька, как хочется ему поделиться своим состо­янием с близкими людьми. Наверное, каждый ученик может вспомнить такое же чувство возбуждения и радости, кото­рое возникает после того, как страшная гроза прошла и все вокруг вновь стало яр­ко и по-весеннему празднично.

    Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага­ны мы видим и на картинах, и в описани­ях художественных произведений. Писа­тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ­ляется искреннее желание понять причи­ны, вызывающие стихии. Поэтому худож­ник часто является одновременно и твор­цом художественного произведения, и исследователем.




Предыдущий:

Следующий: