Срочно нужен анализ стихотворения Языкова*К халату*Сегодня в 8 часов сдавать: Помогите!

Срочно нужен анализ стихотворения Языкова*К халату*Сегодня в 8 часов сдавать: Помогите!

  • Функциональная роль образа-символа «обломовского халата» в критике и научной литературе рассматривалась в разных аспектах (характерологическом, художественно-обобщающем, стилевом и др.) , но на некоторые его литературные источники и создаваемые ими контексты до сих пор никто не обратил внимания. Судя по всему, Гончаров ориентировался на опыт Н. М. Языкова (стихотворение «К халату» 1823 г. , опубл. в 1859), а тот, в свою очередь, — на «Прощание с халатом» П. А. Вяземского (1817, опубл. в 1821 г.) ; оба поэта тоже имеют предшественника в лице П. -Ж. Беранже, автора песни-сатиры «Новый фрак» (1815). В созданиях Вяземского и Языкова можно увидеть почти прямую аналогию с теми характеристиками, которые легли в основу образа Обломова.
    В нравственной позиции лирического героя Языкова отчетливо просматривается обломовская сущность. «Как я люблю тебя халат! / Одежда праздности и лени… » — этот мотив оживает в описаниях первой главы романа Гончарова: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок… » «Праздность и лень» — «нормальное состояние» Обломова, но это, как и в стихотворении Языкова, лишь одна, видимая ипостась героя.
    Для образа переживания стихотворения Языкова существенна внутренняя оппозиция: халат (по В. И. Далю – татр. , комнатная, домашняя широкая одежда восточного покроя) в эмоционально-оценочном отношении противопоставлен одежде европейского типа: «Пускай служителям Арея / Мила их тесная ливрея…» . Внутренний контраст дома (или мира) и всего внешнего, отчужденного (или войны) усилен этнокультурными ассоциациями, создаваемыми художественными артефактами ( халат / фрак, халат / ливрея) : вещь становится концептом культурной (бытовая культура, взаимодействие индивида и бытовой культуры) и философско-эстетической антропологии (миропонимание) . Оппозиция Восток – Запад вписывается в контекст культурной этнопсихологии и ментальности: Восток – внутреннее центробежное, растворенное (утонченное) , созерцательное и т. д., Запад – внешнее, центростремительное, уплотненное, мыслительное и т. д.. Эти ассоциативные смыслы входят в духовно-нравственное пространство Обломова: «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу…». Проблема «целости человека» (целостной личности) , развиваемая Гончаровым, была поставлена философами и литераторами раннего русского славянофильства. Потому глубоко закономерна в подтексте романа восходящая к литературным источникам оппозиция Восток – Европа, которая обозначилась в художественном артефакте – «обломовском халате» . Не случайно и то, что Н. М. Языков, автор стихотворения «К халату» , в конце 1820-х годов тесно сблизился с кругом славянофилов Киреевских и под конец жизни стал адептом «русской идеи». Образ переживания стихотворения Языкова разворачивается в сюжетной парадигме романа «Обломов» . Здесь наблюдается изоморфность опредмечивания сюжетных функций архетипа-символа: они связаны с реализацией идеи «возвышенности души» (Языков). В связи с этим важно отметить, что Н. М. Языков и два его старших брата – А. М. и П. М. Языковы – возможно были в числе тех прототипов, которых имел в виду Гончаров, создавая образ Обломова. Как вспоминает родственник и приятель братьев Языковых — Д. Н. Свербеев, в 1823 г. (в год написания стихотворения «К халату» ) они в Петербурге «проживали» , а вернее сказать, «пролеживали свои дни» на трех диванах (совсем, как Илья Ильич Обломов!). Объяснялось это «языковской ленью и апатией» . Как и Обломов, старшие братья Языкова были людьми незаурядными, образованными и мыслящими, но не реализовавшими до конца своих способностей и возможностей.
    Таким образом, мы вправе предположить, что стихотворение Н. М. Языкова «К халату» в творческой истории романа «Обломов» сыграло значительную роль: не только литературные источники, использованные Гончаровым, но и сам образ Н. М. Языкова могли повлиять на процесс создания произведения и на его творческую концепцию в целом.
    Посмотрите еще:

    Предыдущий:

    Следующий: