Сравнительная характеристика деда каширина и бабушки. ''Детство'' плииз

сравнительная характеристика деда каширина и бабушки. ''Детство'' плииз

  • В повести «Детство» образ бабушки является одним из прекраснейших образов русских женщин. Мы видим бабушку глазами Алеши: «множество морщин на темной коже щек» , и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце» . И хотя эти черты ее не красят, портрет бабушки эмоционально возвышен. Мастерство писателя проявляется в умении использовать языковые средства. Он использует антитезу, в которой сопоставляет «темное» и «светлое» : «темные.. . зрачки расширились, вспыхивали невыразимо приятным светом» , «темная кожа щек» — «лицо светлое» , «вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и солнечным светом» . «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похо­жие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные» . Бабушкины слова выразительно сравниваются с цветами, зрачки с вишнями. Автор не случайно использует сравнения из мира природы. Мы видим все события через наблюдения, впечатления и представления героя-рассказчика.
    Автор часто сравнивает людей с животными, их поведение и манеру движений. Например, бабушка «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь» . Запоминающимся является следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу, которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача» . Не менее выразительны сравнительные характеристики деда Каширина, все больше преобладают сравнения с птицей: «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном одеянии с рыжей, как золото бо­родкой, с птичьим носом и зелеными глазками» . Далее Алеша замечает на «маленькой, жесткой руке» деда «кривые, птичьи ногти» . Мы видим отношение Алеши к деду, когда он сравнивает его с хорьком: «А дед жестко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку» . В сцене пожара мы опять видим сравнение с хорьком: «он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька, измазанное сажей..» . Очень емким сравнением, характеризующим не только деда, но и его сыновей, является следующее предложение: «Уже вскоре после приезда в кухне, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко — петухом — закричал: «По миру пущу! «».
    Именно бабушка познакомила мальчика с русским фольклором – слушать сказки из ее уст было истинным удовольствием: «Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно» . И именно бабушка привила внуку любовь к слову — яркому, сочному, меткому.
    В доме у деда, где Алеша чувствовал себя неспокойно и неуютно, единственной заступницей его была бабушка. Конечно, окончательное решение всегда оставалось за дедом как за главой семьи, но она изо всех сил пыталась оградить внука от того, что происходило в доме. А там шла непрекращающаяся война – между дедом и его детьми. И лишь бабушка пыталась как-то сохранить семью, пыталась напомнить всем этим людям, что они родная кровь.
    Бабушка заменила Алеше мать, которая вскоре после переезда в дом отца, «исчезла» . Эта старая женщина стала тем лучиком света, который поддерживал маленького мальчика, дарил ему радость жизни, тепло и любовь.



Предыдущий:

Следующий: