Сравнить 2 стихотворения пушкина: анчар и и путник усталый на Бога роптал. Помогите плиз. очень срочно

Сравнить 2 стихотворения пушкина: анчар и и путник усталый на Бога роптал. Помогите плиз. очень срочно

  • «И путник усталый на Бога роптал.. . » представляет собой девятое, заключительное стихотворе­ние цикла «Подражания Корану» , написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский пере­вод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр — притча. Цикл Пушкина «Подражания Корану» представляет собой не просто отдельные, хотя и взаи­мосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы вообще. Завершающее стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал.. . » носит явно притчевый характер, и сюжетего достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв на­дежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении. Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком: И горем объятый мгновенный старик, Рыдая, дрожащей главою поник. . .Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость: И чувствует путник и силу, и радость; В крови заиграла воскресшая младость; Святые восторги наполнили грудь: И с Богом он дале пускается в путь. В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти — возрождения» , за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение. “Анчар” – сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане. Пропитанное ядом “древо смерти” становится образом гигантского, космического зла. Нагнетание образов тьмы: “вихорь черный”, “листья дремучие” — безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного человека оказывается столь же гибельна, как и полная покорность, и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей. Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло.

Предыдущий:

Следующий: