Соопоставьте образ Петра I в поэмах А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»


Соопоставьте образ Петра I в поэмах А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»



  • Тема Петра I входит в творчество и мировоззрение Пушкина как отражение его понимания русского исторического процесса. Эпоха Петра раскрывается, главным образом, со стороны культуры, нравов, обычаев. Проявление национального характера, жизни народной Пушкин в эти годы усматривает в особенностях культуры, быта, образах мыслей. Автор стремился раскрыть эпоху Петра в столкновении нового со старым, в противоречивом и комическом сочетании старых привычек и новых порядков, вводимых Петром. В 1828 году Пушкин создает произведение, в котором раскрыты другие стороны образа Петра – поэму “Полтава” . Здесь перед нами борьба Петра, преобразованной им России против внешних врагов. Петр – герой Полтавской битвы. Пушкин старается точно воссоздать историческую эпоху – “когда Россия молодая” . Прошлое он раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры.
    трактовка великим классиком личности Петра неоднозначна. Пушкин восхищается острым умом, дальновидностью смелого реформатора, но поэта отталкивает его жестокость и беспощадность. Петр I, несомненно, велик . В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют
    «самую великую «Петриаду» , какую только в состоянии создать гений великого национального поэта

    Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
    Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.
    В стилистике «Медного Всадника» отчётливо обозначены два разнородных начала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу
    Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения.
    Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногою твёрдой стать при море» . Он видел, как перед Петром, «мощным властелином судьбы» , смирялась «побеждённая стихия» . Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
    Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках» . Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.
    Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбном уделе «малых сил» ; возникает новый образ Петра:
    И, обращён к нему спиною
    В неколебимой тишине,
    Над возмущённою Невою
    Стоит с простёртою рукою
    Кумир на бронзовом коне.



    Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
    «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .
    Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:
    …Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза…
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен как бой.

    и т. д.




Предыдущий:

Следующий: