Сочинение на тему «Лирика серебряного века». 9 класс

Сочинение на тему «Лирика серебряного века». 9 класс

  • Лирика «серебряного» века многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов — музыкантов. Стихи «серебряного» века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и . .музыкально. В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном : работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства. Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка» , «старых слов» , провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т. е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова « Перевертень» :
    Кони, топот, инок.
    Но не речь, а черен он.
    Идем молод, долом меди.
    Чин зван мечем навзничь.
    Голод чем меч долог?
    Пал а норов худ и дух ворона лап …
    Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа на лево. Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова «смех» родилось целое стихотворение « Заклятие смехом» :
    О, рассмейтесь смехачи!
    О, засмейтесь смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешек надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей!
    Смейво, смейво,
    Усмей, осмей, смешки, смешки,
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в язык общества. Футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Борис Пастернак «Метель» :
    В посаде, куда ни одна, нога
    Не ступала, лишь ворожей да вьюги
    Ступала нога, в бесноватой округе,
    Где и то, как убитые, спят снега,
    Постой, в посаде, куда ни одна
    Нога не ступала, лишь ворожеи
    Да вьюги ступала нога, до окна
    Дохлестнулся обрывок шальной шлеи . .
    Я не привожу это стихотворение полностью, но уже с первых строк слышна песня метели. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель … Пастернак начинал как футурист. Талант Пастернака и владение формой — школа футуризма, дали потрясающий результата: необыкновенно красивые, музыкальные стихи. Обратимся теперь к символистам. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов : отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как « в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом» . Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение «Камыши» :
    Полночной порою в болотной глуши
    Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.
    В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.
    О чем они шепчут? О чем говорят?
    Зачем огоньки между нами горят?
    Мелькают, мигают — и снова их нет.
    И снова забрезжит блуждающий свет…
    И тиной запахло. И сырость ползет.
    Трясина заманит, сожжет, засосет.
    « Кого? Для чего? » — камыши говорят.
    Зачем огоньки между нами горят?

Предыдущий:

Следующий: