Сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? характеристика каждой части


сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? характеристика каждой части

  • В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :
    Трёхчастный цикл
    в сонате,
    в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
    в камерной музыке с участием фортепиано
    в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества
    Четырёхчастный цикл
    в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна) ,
    в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.) .
    В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.
    У Бетховена структура начинает «размываться» . Например, четырёхчастное строение ряда его сонат (фортепианных, скрипичных, виолончельных) или фортепианных трио становится нормой наряду с трёхчастностью. То же самое — у Шуберта. А у романтиков, писавших камерную и фортепианную музыку (Мендельсон, Шуман, Шопен, Брамс, Дворжак и др.) , четырёхчастность сонатного цикла становится, скорее, нормой, чем исключением: таким образом, по количеству частей камерная музыка становится у них «на один ряд» с симфонией.
    Особый случай — произведения, относящиеся к жанру серенады или дивертисмента (для оркестрового или для камерного состава) — исходно «развлекательному» и происходящему из старинной сюиты. Они сохраняют общий костяк сонатно-симфонического цикла и тоже включают в себя, как минимум, одну часть в сонатной форме (чаще всего — первую) , но количество частей в них может быть гораздо больше (и 5, и даже 9!), в основном — за счёт дополнительных частей танцевального характера (например, в серенадах и дивертисментах Гайдна, Моцарта, Брамса) . Это же относится и к произведениям камерной музыки, сохраняющим внешние признаки этого жанра, — как, например:
    Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей) ,
    Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей) , Септет ор. 20 (6 частей) ,
    Шуберт — Фортепианный квинтет DV 667 («Форель» ) (5 частей) , Октет DV 803 (6 частей) ,
    Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.
    Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:



Предыдущий:

Следующий: