Школьники, кто знает где есть готовые таблицы за «8 класс История России»

Школьники, кто знает где есть готовые таблицы за «8 класс История России»

  • ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

    Урок 19. Накануне отмены крепостного права

    Цель урока: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.

    План урока: 1. Личность Александра II. 2. Предпосылки отмены крепостного права. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

    Основные понятия: объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; смягчение политического режима.

    Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.

    Персоналии: Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна.

    Оборудование урока: учебник: Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М. , 2000; Данилов А. А. , Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» .

    Литература для учителя: Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М. , 1994; Захарова Л. Г. Александр II // Российские самодержцы (1801—1917). — М. , 1991; Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. — М. , 1991.

    Методические приемы организации урока

    1. Так как предшествующим был повторительно-обобщающий урок, то данный урок полностью посвящен изучению нового материала с активным использованием элементов повторения пройденного. Учитель может начать урок словами: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» . Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

    Подведя итог ответам учащихся, учитель формулирует проблему: какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы? Далее следует рассказ учителя о личности Александра II и делается вывод о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

    2. Изучение вопроса о предпосылках отмены крепостного права можно провести путем сочетания беседы с выполнением заданий, помещенных в рабочей тетради (§ 19, задания 1, 2). Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону. Учитель предлагает учащимся выполнить и прокомментировать задание 2 (§ 19) в рабочей тетради. Подведя итог, он продолжает беседу: каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права? Почему они не решились отменить крепостное право? Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права? Подведя итог ответам учащихся, учитель констатирует, что в середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для от

Предыдущий:

Следующий: