Русский язык тест по теме сложноподчиненное предложение

русский язык тест по теме сложноподчиненное предложение

  • а что именно нужно по этой теме?

    Определение: сложноподчиненные — сложные предложения, части которых связаны между собой подчинительными союзами или относительными (союзными) словами

    Часть предложения, зависящая от другой называется придаточным предложением, часть предложения, от которой зависит другая часть называется главным предложением.

    Союзные слова, в отличии от союзов, выполняют функцию членов предложения

    Пунктуация

    Придаточное отделяется от главного предложения запятыми

    Придаточное отделяется от главного двоеточием, если в главном есть особое предупреждение о последующем разъяснении
    Он услышал главное: что русским важен его выход от Шамиля.

    Если сложный союз делится на две части по смыслу предложения, то запятая ставится после первой его части
    Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости

    Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся подчинительный союз, то запятая между главным и придаточным не ставится
    Важно не то что он сказал, а как он это сказал

    Придаточные предложения состоящие только из относительного слова не отделяются запятой
    Он обиделся, но не сказал почему

    Между двумя придаточными запятая не ставится, если они соединены неповторяющимися союзами
    Получили известие, что река стала и что армия может перейти на другой берег

    При встрече двух союзов в придаточных предложениях они отделяются запятыми, если придаточное, относящиеся ко второму союзу можно опустить
    Я почувствовал, что, если помощь не подоспеет в ближайшее время, эта затея может плохо кончится (можно опустить: Я почувствовал, что затея может плохо кончится)

    Однородные (соподчиненные)

    Соподчиненными называются придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного и связанные сочинительными союзами между собой
    Она увидела, что людей у причала уже нет и что пароход уже едва чернеется на горизонте

    Неоднородные

    Неоднородные с параллельной связью — когда все придаточные относятся к одному главному
    В городе был сквер, где каждый вечер собиралась молодежь, с беседками, в которых каждый вечер можно было слышать гитару

    Неоднородные с последовательной связью — когда каждое следующее придаточное предложение относится к предыдущему, а первой — к главному
    Он увидел, что кто-то сидит на площадке, на которую выходит дверь

  • где сам текст
  • 1. 1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

    Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

    Г. В ком добра нет, в том правды мало.

    2. 2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…



    А. перед главным предложением

    Б. после главного предложения

    В. в середине главного предложения

    3. 3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

    На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

    4. 4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

    Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

    5. 5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

    На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

    6. 6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

    А. придаточное времени

    Б. придаточное определительное

    В. придаточное условное

    7. 7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

    А. Я рассказал, где прошло мое детство.

    Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

    В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

    8. 8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

    А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

    Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

    9. 9. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

    А. ( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [, ( ), ].

    10. 10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

    Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

    В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

    11. 11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

    Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

    12. 12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

    А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

    Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

    13. 13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

    А. Узнайте, пожалуйста, …

    Б. С тех пор как мы поселились у озера, …

    В. Девушка так мило улыбалась, …

    Г. Мне нравятся песни, …

  • Лариса, если тот, который ты уже помещала, то в верности ответа моего не сомневайся



Предыдущий:

Следующий: