Развитие обществознания в 20 веке

Развитие обществознания в 20 веке.

  • XX век — время бурных социальных конфлик­тов: две мировые войны, невиданное противо­стояние двух мировых социальных систем, со­провождаемое «холодной» войной, не раз ставившей мир на грань ядерной катастрофы, вы­ход на социальную арену стран третьего мира, появление экологических и других глобальных проблем — все это не могло не отразиться в сознании общества, в социальных и социологи­ческих идеях.
    В XX веке наиболее явственно проявились про­блемы, связанные с развитием науки и новых технологий. Наука и передовая технология, как оказалось, являются не только основой прогрес­са, но могут вызвать те или иные социальные проблемы. Поэтому в социальной философии появились теории, содержащие сильный анти­научный элемент.
    Такие направления в философии, как герме­невтика и экзистенциализм, прямо указывали на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспособность исследовать чело­веческий мир. Современный экзистенциализм сформулировал специальную категорию техни­ческого отчуждения. По мнению современного немецкого философа Ф. Хайнемана, техника обретает самостоятельность и покоряет челове­ка, превращает человека творца в «техника» , рассматривающего технику, как науку, искус­ство, как самоцель, а не как средство осуществ­ления чисто человеческих задач. В этом смысле очень актуальна идея М. Хайдеггера о понима­нии философии как чисто субъективной дея­тельности. «Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть по суще­ству истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе челове­ческого присутствия» . Характерна идея о под­линном и не подлинном человеческом существо­вании. Не подлинное — когда мир вещей засло­няет перед собой человека, подлинное — когда на первом плане неповторимая человеческая индивидуальность.
    Крупнейший социолог XX века Макс Вебер (1864-1920) стремился сохранить строгость и на­учность социологии. Он разрабатывал концеп­цию идеальных типов, смысл которой в конст­руировании идеальных образов — схем антич­ности, капитализма, феодализма. Концепция иде­альных типов помогала раскрыть общее, наиболее характерное, присущее той или иной эпохе.
    Наибольшую известность получила работа Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» , в которой он пытался раскрыть связь развития капитализма с религиозным, в частности, протестантским сознанием. Вебер пытался обо­сновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, которая развивает такие черты личнос­ти, как бережливость, честность, расчетливость. Вебер оценивал капитализм как наиболее раци­ональный тип хозяйствования.
    Вебер уделял большое внимание анализу кон­фликтов различных групп правящего класса. Глав­ный конфликт политической жизни современ­ного государства он усматривал в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством. Вебер утверждал, что будущее общество будет диктатурой чинов­ников. Эта идея широко используется современ­ной западной социологией.
    Английский философ и социолог Карл Поппер разработал теорию роста научного знания, построил ее как антитезу неопозитивизму, в качестве основной проблемы выдвинул идею отделения научного знания от ненаучного. Со­гласно Попперу эмпирический и теоретический уровни научного знания связаны между собой, любое научное знание носит гипотетический характер. Рост научного знания состоит в выд­вижении смелых идей, в результате которых ре­шаются глубокие научные проблемы.
    В области социальных идей он выступил с кри­тикой марксизма, рассматривая его как утопию. Поппер сформулировал идею «закрытых» и «от­крытых» обществ. «Закрытая» социальная модель реализуется в тоталитарных обществах: фашист­ском и коммунистическом, «открытая» — в стра­нах западной демократии. Сам он являлся сто­ронником «открытого» общества.
    Анализ отдельных институтов капиталистичес­кого общества проведен в работах известных эко­номистов Фридриха Хайека, Милтона Фридмена, Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса.



Предыдущий:

Следующий: