Расскажите, как определить разряд прилагательного

Расскажите, как определить разряд прилагательного

  • Действительно, определить разряд прилагательного иной раз бывает непросто. Я вот, например, делала, когда работала в школе, так: сначала составляли свод правил-подсказок по определению качественных прилагательных, учили, потом сдавали зачетик, а потом, когда приступали к изучению относительных прилагательных, уже применяли правила-подсказки к относительным. Я их учила: если хотя бы две подсказки не «работают», смело утверждайте, что прилагательное — относительное. С притяжательными и вовсе легко — они отвечают на вопрос «ЧЕЙ? » — и только, и есть особенности склонения. Далее, есть в обычном учебнике русского языка упражнения, в которых дано задание: определить, к какому разряду относится одно и то же прилагательное в разных контекстах. Попутно объсняю, что язык — это живой организм, постоянно изменяющийся, что существует явление утраты прилагательными своей принадлежности к определенному разряду именно из-за употребления в различных контекстах. Ой, так смешно, когда шестиклассники, подражая моей манере говорить, рассказывают на уроках об этом явлении. Ребенок — удивительное создание Божье, как его научишь, так он и будет жить дальше.
  • Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

    Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой) , форму (круглый) , цвет (синий) , физические характеристики (холодный) , а также склонность предмета к совершению действия (болтливый) .

    Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный) , действию (читальный) или другому признаку (вчерашний) . Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой) , -ов- (еж-ов-ый) , -ин- (топол-ин-ый) , -ск- (склад-ск-ой) , -л- (бег-л-ый) .

    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин) , -ов- (отц-ов) , -ий- (лис-ий) . Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий) .

    Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:

    1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;

    2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий — мелкий) ;

    3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;

    4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о) , а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий) ;

    5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;

    6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой, но не *очень читальный) .

    Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных) , что дает основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.

  • Качественные прилагательные
    В учебном комплексе В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой сделана попытка рассмотреть разряды прилагательных, опираясь «на значение» : «По значению выделяется три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные» . [13, с. 136.] Каково же значение, например, качественных прилагательных? «Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький) , по возрасту (молодой, старый) , по цвету (красный, зеленый) , по весу (легкий, тяжелый) , по внешнему виду (красивый, высокий) , по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый) и т. д.» . Как видим, снова не берутся в расчет прилагательные типа двухкилограммовый, бежевый, сладкий (голос) , горький (опыт) и др. , обозначающие вес, цвет, внутренние качества. Причина этого, очевидно, в том, что в учебнике есть положение: «Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший; умный – умнее – умнейший)» . Приведенные нами прилагательные этому критерию не отвечают. И как тогда объяснить ребенку, заинтересовавшемуся, например, словом трехэтажный и др. , к какому разряду его следует отнести?

    Относительные прилагательные
    Аналогично построено объяснение, какие прилагательные являются относительными: «Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, стеклянная стена) , указывают на признак предмета по месту (московские площади) , по времени его существования (зимний день, вечерний концерт) , по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д.» . О. Ю. Безруких, автор дипломной работы по интересующей нас теме, на базе 6-го класса средней школы № 59 провела небольшой эксперимент. Она предложила определить разряд у прилагательных: слепой, солнечный, карий, хромой, дикий, гористый, каменистый, рыжеватый, бежевый, душный. (См. : Безруких О. Ю. Вопрос о разрядах прилагательных в русской грамматике. Дипломная работа. Ижевск, 1993.
    c. 20.) Задание вызвало у детей затруднение, они не могли воспользоваться определениями и памятками, данными в учебниках. «Интуиция, – писала О. Ю. Безруких, – детям подсказывала одно, а школьный учебник отрицал их мысль» .



    О притяжательных прилагательных
    § 52 учебника М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. [12] рассматривает притяжательные прилагательные. Все школьные пособия сходны в определении: «Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей? чья? чье? чьи? » [12, с. 119]. В разряд притяжательных в действующих учебниках включены не только исконно притяжательные прилагательные с суффиксами -ов, -ин, сохранившие нечленную форму, но и слова на -ий, -иный.

    В русском языке действительно есть небольшая группа прилагательных, обозначающих индивидуальную принадлежность какому-либо лицу. Они образуются с помощью суффиксов -ов-(отцов, Петров, братов) , -ин- (Петин, мамин, сестрин) и устаревшего суффикса -нин- (мужнин, братнин) .

    Таких прилагательных в русском языке очень мало, со временем становится все меньше и меньше, количественно их поддерживают прилагательные, образуемые от имен собственных (Катин, Васин, Сережин и др.) . Исчезновение притяжательных прилагательных связано, видимо, с существованием двух способов для выражения принадлежности. Значение принадлежности может быть передано как притяжательным прилагательным, так и существительным в родительном падеже (платье мамино – мамы; сестрино – сестры) .

  • Пишу коротко, НО понятно.
    Качественные прилагат.: красивый-красивее
    умный—умнее—найумнейший-самый умный
    злой-злее-злейший—самый злой
    добрый-добрее-найдобрейший-самый добрый
    холодный-холоднее—холоднейший-самый холодный
    —-Эти прилагательные наз. КАЧЕСТВЕННЫМИ, потому что от них можно образовать степени сравнения

    Лунный, золотой, деревянный, стальной, космический и т. д. —от них нельзя образовать степени сравнения (не может быть «золотее»,»деревяннее»,»стальнее»,»космическее»)—такие прилагательные наз. ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ.
    3-й разряд-притяжательные прилаг., они обозначают принадлежность и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? :сумка (чья?) мамина, берлога (чья?) медвежья, гнездо (чьё?) птичье, портфель (чей?) папин.
    что захочешь спросить—пиши, отвечу




Предыдущий:

Следующий: