Пушкин во время южной ссылки… что с ним происходило итд

Пушкин во время южной ссылки… что с ним происходило итд

  • Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий
    монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы,
    суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному
    генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты
    запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству
    Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую» , «воспитательную» , ссылку на
    юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права
    появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные
    поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить,
    наслаждаться приятным тёплым климатом.
    Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал
    оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле
    1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не
    сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в
    Петербург» . До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди
    враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском
    имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами.
    Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские
    отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами
    Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым) . С 1823 года в его
    письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была
    средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но
    всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью
    «вдохновенья, звуков сладких и молитв» . И чем дальше, тем дальше поэт
    опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к
    искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу» , превратить
    литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в
    «республике словесности» .
    Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года
    Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении
    с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина
    обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт
    представил «отчёт» : «Саранча летала, летала, села… и всё съела») . С трудом
    перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу,
    то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на
    жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор
    полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что
    окончательно испортит их отношения. )

    В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о
    «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе,
    царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце
    поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая
    сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в
    тайный круг («Друзьям» : «Вчера был день разлуки шумной…» , 1822 год) .
    Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в
    цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на
    героев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа
    Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от
    цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость,
    неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно –
    неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев
    сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы» , попадает в
    черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор» , черкешенка, освобождает
    его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей
    («Бахчисарайский фонтан» , 1821 – 1823 года) , полюбив взятую в плен
    христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.




Предыдущий:

Следующий: