Признаки сказки Признаки волшебной сказки (по Проппу) 1. В сказке…

Признаки сказки

  • Признаки волшебной сказки (по Проппу) 1. В сказке существуют два мира: реальный и волшебный, грань между которыми преодолевает герой. 2. В волшебной сказке есть мотив пути, путешествия, в ходе которого герой преодолевает препятствия или проходит испытания. 3. В волшебной сказке герою часто сопутствует и помогает волшебный помощник. 4. Часто в сказке герой получает в дар волшебный предмет. 5. В сказке часто используется мотив временной смерти или сна, подобного смерти. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются) . Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Пропп создает т. н. метасхему волшебной сказки, состоящей из 31 функции. Мелетинский Е. М. , продолжая за Проппом исследование по жанровому определению волшебной сказки, объединяет пропповские сказочные функции в крупные структурообразующие единицы для того, чтобы точнее дать жанровое определение волшебной сказке.
  • Сказочные числа. Необыкновенная обстановка. И нереалистический, зачастую, герой.
  • Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику: 1.Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы: «Жили-были…» , «В некотором царстве, в некотором государстве… » — сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» , «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» , — сказочная концовка, финал; 2.«Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды: Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога» ; Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь» , «встань ко мне лицом, к лесу задом» , и т. д. ; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой» ; Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте» ; Общефольклорные эпитеты: «красна девица» , «добрый молодец» .
  • если волшебная, то вот, держи: В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д. ) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются) . Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Но сказки разные бывают. В википедии глянь!



Следующий: