Признаки сентиментализма Сентиментали’зм (франц


признаки сентиментализма

  • Сентиментали’зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — в конце XVIII — начале XIX века.Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия) , Жан Жак Руссо (Франция) , Николай Карамзин (Россия).
  • Только сентименталисты первые начали писать то, что они чувствовали. Мне кажется — это самый главный признак
  • В нашем сегодняшнем языке слово “сентиментальный” носит чуть насмешливый оттенок. Мы говорим так о человеке, который слишком непосредственно или бесхитростно выражает свои чувства, или же называем “сентиментальным” произведение, автор которого рассчитывает, что такими же непосредственными и бесхитростными будем мы — читатели, зрители, слушатели. В ХVIII веке слово “сентиментальный” было новым, чаще употреблялось слово “чувствительный” и воспринималось как похвала — человеку или произведению. Проявление чувств при просмотре пьесы, слушании оперы было модным. Не считалось зазорным плакать в театре на глазах у всех или даже падать в обморок при виде страданий героини. Рассказывали, что Жан-Жак Руссо долго не хотел идти слушать оперу. Наконец он согласился на уговоры друзей, прослушал оперу, а когда его спросили, понравилось ли ему представление, он спел первую строчку из арии Орфея: “Потерял я Эвридику” — и расплакался.“Сентиментализм”, или “чувствительность”, быстро завоевал европейское искусство. Само это слово стало обозначать литературное направление после выхода в свет книги Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие” (1768).Иногда говорят, что сентиментализм возник в противовес излишней рассудительности и рационалистичности просветителей. Это и так, и не так. Действительно, многое у сентименталистов противостояло идеологии просветителей: они не считали, что цивилизация и прогресс — это абсолютное благо, они воспевали природу и единство человека с природой, причём в природе их манила её загадочность и непостижимость для человека. И всё же и сентименталистские, и просветительские тенденции часто переплетались друг с другом, даже в творчестве одного и того же литератора. Так, например, Жан-Жак Руссо был одним из самых активных авторов “Энциклопедии”, и он же основал одно из сентименталистских направлений, получивших по его имени название руссоизма. В романе “Юлия, или Новая Элоиза” он написал: “Разум сформировал человека, но чувство ведёт его по жизни”.Размышления о том, что есть человек, как он проявляет себя в разных обстоятельствах — то, что так часто встречается в произведениях просветителей, — неизбежно приводили к стремлению постичь мир чувств человека, и здесь просветители и сентименталисты опять смыкались. И совершенно естественно, что особое развитие получил в это время жанр романа. “Ей рано нравились романы, // Они ей заменяли всё” — так пишет Пушкин об одной своей героине; “Она хотела бы сделаться героиней романа” — о другой. И речь здесь идёт как раз о европейских романах ХVIII века. Жанр романа возник гораздо раньше, но в ХVIII веке он становится одним из самых распространённых и, несомненно, одним из самых читаемых. Романы порицают за легковесность, а то и за “безнравственность”, их даже пытаются запрещать — но всё тщетно. В романе объединилось всё то, к чему так стремились читатели ХVIII века: особые обстоятельства, в которые попадает человек, — они, как правило, составляли сюжет романа, — и пристальное внимание к тому, что французские романисты называли “жизнью сердца”, — она, разумеется, в первую очередь была связана с любовью во всех её проявлениях. Кроме того, роман XVIII века предлагал читателю иллюзию реальной жизни, где читатель мог сопереживать герою, сострадать ему, сопоставлять события его жизни и свои собственные. Автор, герой и читатель существовали в одном измерении, литература и реальность пересекались. Особое развитие получает в эпоху сентиментализма лирический жанр элегии — стихотворения-размышления, стихотворения-сожаления. Некоторые из образцов этого жанра критики иронично называли “кладбищенской элегией”, так как в них часто присутствовал образ кладбища, наводившего лирического героя на размышления о быстротечности времени. Образцом этого жанра часто называют “Элегию, написанную на сельском кладбище”, англичанина Томаса Грея, которая вошла в русскую литературу благодаря блестящему переводу-переложению В. А. Жуковского. (См. :


Следующий: