Помогите пожалуйста с литературой. Определите особенности конфликта, сюжета и композиции в пьесе «Гроза»


помогите пожалуйста с литературой. Определите особенности конфликта, сюжета и композиции в пьесе «Гроза».

  • В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.
    Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.
    Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.
    Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.
    Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — “кулига” — это болото. Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил. Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — “варварка” — она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить.
    Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) дары “откупиться” от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина) , Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается) . Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.
    На другой стороне — закоснелая блюстительница выродившихся законов “Домостроя” Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не по-христиански — она не верит в прощение. Она живет по “Домострою” и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы — духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.
    Вторым конфликтом является социальный конфликт — взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.
    Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия.
    Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед. Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду. Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи. Авторская позиция выражена в композиции. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки.



Предыдущий:

Следующий: