Помогите по истории дайте общую оценку политического…

Помогите по истории дайте общую оценку политического развития СССР в 1964-1984 год

  • СССР в 1964—1985 гг. После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом») , «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У. Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.) . Она была спущена на тормозах к 1970 г. , ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты) , самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть) . Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал. Внешняя политика СССР в 1964—1985 гг. СССР продолжал политику расширения сферы влияния, поддерживая врагов США («холодная война») . Однако навязывание многим странам Азии и Африки социалистических порядков мешало внешней политике, ибо эти порядки вели к ухудшению в экономике и вызывали недовольство населения. В 1968 г. СССР под давлением лидеров социалистических стран ввел войска в Чехословакию, власти которой стали проводить либеральные преобразования, объективно способствовавшие свёртыванию социализма. Ввод войск вызвал резкое недовольство на Западе. В 1969 г. произошли пограничные конфликты СССР с Китаем. В 1965-1975 гг. СССР поддерживал Северный Вьетнам в борьбе против режима Южного Вьетнама и США. Победа Северного Вьетнама была победой и СССР. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран в их неудачной войне против Израиля, за спиной которого стояли США. Позднее он поддерживал Организацию освобождения Палестины против Израиля. В конце 60-х гг. началась новая разрядка в отношениях с Западом. В 1972 г. в Москву приезжал президент США Р. Никсон. В 1971 г. СССР подписал договор о сотрудничестве с Францией, в 1972 г. — мирный договор с ФРГ и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), в 1975 г. — Заключительный акт совещания в Хельсинки, объявивший послевоенные границы в Европе незыблемыми; СССР обещал соблюдать Декларацию прав человека ООН. Как знак наметившейся разрядки в 1975 г. в космос летал советско-американский экипаж (программа «Союз-Аполлон») . В 1979 г. был подписан договор ОСВ-2. В 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан для поддержки своих ставленников, после чего Запад обвинил СССР в агрессии. Не был ратифицирован договор ОСВ-2. Разрядка закончилась. В 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелес
  • Смена политического руководства. После отставки Н. С. Хрущёва в 1964 г. Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. — Генеральным секретарём стал Л. И. Брежнев, который был полной противоположностью Н. С. Хрущеву. Председателем Совета Министров СССР был назначен А. Н. Косыгин (1964-1980 гг.) . А. Н. Косыгин на высших хозяйственных должностях находился еще при И. В. Сталине, отличался скромностью, выдержкой, разумным подходом к решению государственных проблем, огромным опытом хозяйственной работы. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам. Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовали падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. К середине 60-х гг. необходимость реформы стала очевидной. Тогда же крупными учёными — экономистами началось обсуждение экономической реформы. Руководил всеми работами по разработке реформы, активно способствовал проведению её в жизнь Председатель Совета Министров А. Н. Косыгин. Реформа предполагала переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим. В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование; строгий контроль за основными показателями развития. Суть реформы заключалась в том, что по-новому была поставлена проблема хозяйственного расчета, экономического стимулирования промышленного производства. Отныне основными показателями успехов предприятий становились объем реализованной продукции (а не валовой) , рентабельность производства, размер прибыли. Для экономического стимулирования было предусмотрено создание на предприятиях трех поощрительных фондов, образуемых от отчислений от прибылей: 1) для развития производства и совершенствования техники; 2) для материального поощрения работников производства; 3) для создания социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления промышленностью и строительством. Предложенную реформу А. Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.
  • РАЗВИТИЯ?? ? Хорошая шутка)

Следующий: