Помогите написать сочинение-эссе на тему ложь

помогите написать сочинение-эссе на тему ложь

  • Великому француз­скому дипломату эпохи Наполеона I Телейрану принадлежит инте­ресное высказывание: «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли» . Действительно, достаточно вспомнить, что «Человек учится говорить три года, а целую жизнь — держать язык за зубами», или «Не любо — не слушай, а врать не мешай» и другие по­добные выс­казывания.

    В исто­рии развития человечества умение скрывать правду (лгать) было и есть необходимым условием самозащиты. Вспомним тройное отре­чение апостола Петра. Всегда в жизни присут­ствуют моменты, когда скрыть правду необходи­мо. В древности гонца, принесшего дурную весть, казнили. А во что обошлась правда Хаму, третьему сыну вет­хозаветного Ноя?

    Говоря о детской лжи, необходимо развести по­нятия «фантазия» (вымы­сел) и » ложь «. Внешне они одинаковы. Фантазируя, ребенок тренирует свой ум, воображение. Это его интеллектуальная игрушка, доставляющая ему удо­вольствие или возмож­ность отвлечения от чего-нибудь тягостного для него. Ложь стоимостна, в ней выигрыш для ребенка ценнее. Ребенок лжет, когда боится наказания, когда уверен, что ему не поверят (когда его, хотя бы раз, наказали за правду) , или когда ему это выгод­но. Дети чаще лгут в кон­фликтных семьях, в семьях алкоголиков, в семье с двойной моралью — под­ражая взрослым. Вообще, дети ходят теми же тропинками, которыми ходят и их родители.

    Взрослые лгут чаще и считают это своей приви­легией. Для ряда профессий гуманитарного профи­ля (и гуманитарных наук в целом) , где критерий истины опре­деляется не объективными методами, а субъективно господствующей идеологией (государственной, ре­лигиозной, корпоративной и т. п. ) доля ложного вымысла велика. Историческим свидетельством этого служит высказывание Сократа: «Платон мне друг, но истина дороже» . Любил его великий ученик приврать. Для таких областей науки и деятельности как социология, история, фило­логия, менеджмент, психотерапия, астрология, дип­ломатия, политическая, правозащитная деятельность и др.) . Здесь уме­ние красиво и изящно лгать — про­фессионально значимая черта. В одних случаях это диктуется необходимостью представить, достроить, домыслить недостающие звенья. В других – интересами поставленных целей. А для специалиста естественного профиля ложь чревата грубейшими последствиями, как для са­мого профессионала, так и для других. К примеру, ин­женер-строитель, врач и др. их профессиональная нечестность и ложь дорого обходится всем. В том числе и им самим. Врать не принято лишь у священника, врача, пси­холога и под присягой. В остальных случаях можно. Умный воспитатель, па­мятуя, что мы живем в да­леко не совершенном об­ществе, в условиях двой­ных моралей, не будет пре­секать ни детскую фанта­зию, ни детскую ложь, тем более — не станет запре­щать лгать вообще. Несом­ненно, честным, правдивым, наивным ребенком легче управлять, но ведь не толь­ко его собственным роди­телям и учителям. Ребе­нок, не умеющий лгать, не сможет распознать обмана другого. Мудрость воспи­тателя не в запрете, а в его умении отделить правду от вымысла. Вряд ли кто из родителей меч­тает увидеть свое чадо сре­ди «обманутых вкладчи­ков» , среди «кинутых» мошенника­ми и т. п. жертв обмана. Нередко доверчивые люди оказываются среди адептов тоталитарных сект (а вообще бы­вают ли не тоталитарные секты? ) и т. п. Ребенок должен быть подготовлен к жиз­ни в той реальности, кото­рая его окружает, а в не­которых случаях — уметь лгать, чтобы не сказать правду. Тогда, когда сокрытие правды просто необходимо. К примеру, когда незнакомый человек интересуется, где ребенок живет, есть ли в настоящее время кто-нибудь из стар­ших дома и т. п.

    Что же касается детс­кой фантазии, то ее вооб­ще заглушать не следует. Человеку без воображения всегда будет трудно жить.




Предыдущий:

Следующий: