Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?

почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?

  • Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» – топонимическое именование; 3 мая 1314 – 8 октября 1392) – монах Русской Церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра) , преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской Православной Церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
    Дни памяти: 18 июля (обретение мощей) , 8 октября (преставление) .

    После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь к «строжайшему монашеству» , к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив брата своего Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также в честь Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан через некотое время уехал в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.
    Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева Лавра) , и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексия Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
    По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться Великому князю Московскому (например, Ростовского князя — в 1356, Нижегородского — в 1365, Рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
    Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
    После Куликовской битвы Великий князь пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь.
    Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Предыдущий:

Следующий: