Особенности развития культуры Украины в 60-80х годах извините, я так, обрывками…

Особенности развития культуры Украины в 60-80х годах

  • извините, я так, обрывками уж.. . Кино Рождение нового национального украинского кино знаменовал фильм С. Параджанова «Тени забытых предков» (1965) по повести Коцюбинского. В тематическом плане это кино характеризуется вниманием к национальной культуре, национальным традициям, даже этнографичностью (местом действия фильмов не случайно в основном становится более сохранившая черты самобытности Западная Украина) ; в художественном — особым почерком: эмоциональностью, экспрессивностью, яркостью, подчеркнутой выразительностью каждого кадра, некоторой фрагментарностью сцен. Фильм с триумфом прошел по всему миру. Тоталитарная система, рассматривающая талант и художественный поиск как вызов, нашла способ расправиться с художником, отправив его в лагеря. Вернуться на Украину Параджанову не удалось, следующие фильмы он снимает в Армении и Грузии. Но далее лучшие фильмы украинского кино снимаются учениками и последователями Параджанова: смешные или страшные экранизации Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» (Ю. Ильенко 1968) и «Пропавшая грамота» (И. Миколайчук 1968); трогательная и грустная лирическая сказка «Лесная песня. Мавка» (Ильенко 1982); историческая «Легенда о княгине Ольге» (Ильенко 1983);суровый и жестокий стефаниковский мир галицких крестьян в «Каменном кресте» (Л. Осыка 1968); несколько по-гоголевски увиденная послереволюционная Украина в «Вавилоне ХХ» (Миколайчук1980); трагедия братоубийственной войны в «Белой птице с черной отметиной» (Ильенко и Миколайчук 1972); и наконец — бесчеловечность современных советских лагерей «Лебединое озеро. Зона» (Ильенко, сценарий Параджанова, 1989). Представляет интерес научно-популярное кино Украины 60-80-х годов, главным образом фильмы о новых научных направлениях и о природных феноменах, мало исследованных наукой («Язык животных», «Думают ли животные? «, «Семь шагов за горизонт»). Наука исследования в некоторых узких областях иногда вызывали недолгий интерес в мире, как было в 70-80-х годах с рядом работ киевского Института кибернетики. Наиболее заметны успехи Украины в области технических наук и в разработке современных технологий (напр. в электросварке) . Религия к середине 1980-х годов в Украине легально функционировала единственная массовая христианская церковь -РПЦ. Зарубежные украинцы в основном относились к двум конфессиям: православной и греко-католической. Организационно каждая из них складывалась из нескольких церквей, вступающих в различные объединения.
  • Период 60-80-х годов — один из противоречивых в истории зарубежной культуры, ведь в это время ее развитие происходило в чрезвычайно сложных условиях дальнейшего углубления противостояния двух непримиримых между собой социально-экономических систем, обострения их противоборства, которое создавало значительные препятствия на пути социально-экономического и культурного процесса. Однако, преодолевая эти и другие трудности, широко используя новейшие достижения научно-технической революции (НТР) , передовые страны зарубежья в отмеченный период сделали весомый вклад в создание общечеловеческих духовных ценностей, развитие мировой цивилизации и культуры. На вторую половину 60-80-х годов приходится далеко не лучший период и в развитии украинской культуры. Не имея своей государственности, находясь в крепких тисках тоталитарного режима, ей пришлось преодолевать безумное сопротивление коммунистической диктатуры, любые запреты, а нередко и репрессии. Это притупляло творческий потенциал украинского народа, гасило Инициативу, соревнование разных идей и направлений в культуре, истощало духовные силы народа, что не могло негативно не отразиться на уровне, качестве и темпах развития культуры в целом и каждой из ее составляющих в частности. Однако и в этих тяжелых условиях украинский народ не потерял свой духовный, моральный и во многом сохранил свой культурный потенциал, особенно его фундаментальные принципы. В условиях господства тоталитарного режима украинской культуре выпало самоздийснюватися под приоритетным влиянием не столько науки, сколько политики, которая творилась за указаниями «руководящей и направляющей» . Такая политика нанесла как жизни народ, так и его культуротворенню свои далеко не оптимальные ритмы, точнее — аритмию. Возведя постулат мировоззрения «бытия признает сознание» в ранг государственной идеологии, советская власть закрепила в общественной практике приоритеты за материальной, производственной сферой, отодвинув на второй план нематериальную сферу — образование, здравоохранение, искусство, культуру и др. Отсюда и корень остаточного принципа финансирования этих сфер, которые на протяжении многих десятилетий определяли формирование государственного бюджета в бывшем СССР, а следовательно, и в Украине. Поэтому вполне понятно, почему за всю свою историю советская власть не построила в Киеве ни одного художественного театра. При этом труд умственен, труд интеллигенции противопоставлялся труду рабочих и крестьян. Интеллигентного человека считали представителем «прослойки общества» . В результате этого потеряны ориентиры к общечеловеческим духовным ценностям, ценностям наших национальных культур, к уму и сознанию человека. Унижение роли интеллектуалов, которое господствовало в бывшем СССР, низкий профессиональный и творческий уровень значительной части фа-хивцив привели к отставанию «социализма» во многих сферах ди-яльности. Это еще одно из убедительных доказательств того, что ни экономическое, ни научно-техническое развитие не должны осуществляться за счет культуры, что игнорирование проблем культурного продвижения оборачивается экономической стагнацией. Именно это и случилось в 70-80-х годах. В это время в экономике, социальной и духовной сферах накапливаются нерешенные проблемы, из являются застойные явления, образуется своего рода механизм торможения. В начале 80-х годов эта тенденция становится определяющей. Таким был главный итог длительного господства тоталитарного режима в стране. Однако, невзирая на существенные недостатки, которые имели место во второй половине 60-80-х годов, культурная жизнь не прерывалась и имела определенные достижения. Это касается в первую очередь народного образования, развитию которого советская власть, как и раньше, предоставляла особенного значения. Вследствие этого длилось совершенствование ее системы, был завершен переход к общему среднему образованию, внесены изменения к школьной структуре.



Следующий: