Образ Анны Одинцовой в романе «отцы и дети» А чего…

Образ Анны Одинцовой в романе «отцы и дети»

  • А чего про Одинцову? Тетка себе на уме: использует окружающих, чтобы достичь своих целей. Возможность испытать сильное чувство променяла на привычку к покойному течению жизни, где каждый шаг просчитан и выгоден. Потому в эпилоге вышла замуж по расчету, и автор с иронией надеется, что, может быть, когда-нибудь, доживут они с супругом и до любви. Образ развивается от положительной авторской оценки (на фоне Кукшиной) к отрицанию такого подхода женщины к жизни: слишком рациональна, слишком умна (по-мужски) , слишком прагматична. Потому счастье в жизни находит ее по-женски мудрая младшая сестра, которая женит на себе Аркадия, да так, что он сам этого не заметил :)) Вообще, по мнению самого Тургенева, Одинцова больше отрицательный, чем положительный персонаж. Поэтому чем ближе к концу романа, тем больше авторской иронии в описании ее поведения, например, как она подавала стакан больному Базарову, не сняв перчатки :( «Хуже» Одинцовой в романе только Кукшина — пустышка, мнящая себя чем-то…
  • Анна Сергеевна – самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впечатление на окружающих она производила не «красивостью», а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он считал, что «красивая женщина не может свободно мыслить». Базаров – нигилист, для него любое теплое отношение к женщине – это»романтизм, чепуха», поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: «убежденный противник романтических чувств» и «страстно любящий человек». Возможно, это начало трагического возмездия за его заносчивость. Естественно, что этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился. («…приятель его покраснел») Правда, Евгению самому было досадно: » Вот тебе раз, бабы испугался! » Свою неловкость он прикрыл преувеличенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впечатление, хотя его «ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее. » Евгений не мог управлять своим чувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция – цинизм. («Этакое богатое тело – первый сорт») Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна «обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости. » Для Базарова же, на мой взгляд, начался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное чувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров очень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, что в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетничала и дразнила его, что “сердце у него… рвалось”, и “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… ”. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только: ”Вы меня не поняли. ” Тут-то и “расклеилась машина”, а ответная реакция нигилиста – опять-таки грубость: ” Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался! … Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает. ” Его пытается поддержать его же “ученик”, Аркадий, но Базаров знает, что пути их разошлись и между ними давно установилось “лжеразвязное подтрунивание… — признак тайного неудовольствия и подозрения. ” Он со злой иронией говорит: ”Ты слишком возвышен для моего понимания,… и кончим тем… , для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан… ” В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое чувство, но все же, неожиданно для себя, расчувствовался. Как не странно, Аркадий оказался для него единственным наиболее близким человеком, и Евгений к нему относился все-таки хорошо. Предположение же Базарова, что Одинцова не приняла его любовь только из-за того, что она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенечка не приняла его “любовной интрижки. ” На мой взгляд, Базаров бесславно закончил свой век, но все-таки с гордо поднятой головой. Он не отказался от своих взглядов, но, возможно, многие из них пересмотрел. Любовь – это то, без чего жизнь человека оказывается неполной, и чувство к Одинцовой для Базарова – это не просто какое-то волнение души, а революция, после которой он многое оценил и понял. Те тревожные вопросы, с которыми столкнулся Базаров, делают его душевно богаче, щедрее и человечнее. Он понял, что нельзя все укладывать в нигилистические рамки. Таким образом, Тургеневу с помощью образов Аркадия и Анны Сергеевны удалось полнее раскрыть образ Евгения Базарова.

Следующий: