О чем спорили павел петрович и базаров в 10 главе «отцы и дети»

о чем спорили павел петрович и базаров в 10 главе «отцы и дети»

  • 10-я глава романа «Отцы и дети» — столкновение Павла Петровича Кирсанова и Базарова, принципиальное различие взглядов на аристократию, народ, либеральные реформы, искусство.
    Что такое нигилизм с точки зрения Павла Петровича Кирсанова? — Это полное и абсолютное отрицание всех принципов и святынь.
    Нигилист — «это человек, который ничего не уважает» , а его отрицание — проявление невежества и бескультурья. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать:
    а. все на свете вздор! — и дело в шляпе» ;
    б. это проявление безнравственности или пустоты;
    в. пустая болтовня — «а только ругаться» .
    Базаров вроде бы соглашается с этим, но это в состоянии раздражения. Далее Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем» .
    Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?
    а. отрицание направлено на «барчуков проклятых» , на дворянство, аристократию. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы.. . подумаешь, сколько иностранных.. . и бесполезных слов» ;
    б. Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и… страшно вымолвить… » — «Все» , — с невыразимым спокойствием повторил Базаров. То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, — это существующий строй, политический режим, официальная идеология, религия, Церковь.
    Вывод: отрицание Базарова — это полное и беспощадное отрицание всех устоев самодержавно-дворянской России.
    Во имя чего он отрицает? «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
    случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? » Далее: «когда вы голодны» , «когда нужно положить кусок хлеба в рот» , «когда дело идет о насущном хлебе» , «когда грубейшее суеверие нас душит» .
    Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема — проблема хлеба насущного.
    Почему он отрицает искусство? — «Теперь химик полезнее поэта» .
    Обвинение Павла Петровича в том, что нигилисты только болтают и ни за что серьезно не принимаются.
    а. никто так яростно не ненавидит болтовню, как Базаров;
    «А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» .
    Базаров парирует нападки Кирсанова. Он говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» , – не только искусство, поэзию, но и вообще все. Прежде чем что-то строить, «сперва нужно место расчистить» – считает Базаров.
    «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…
    — Я не стану против этого спорить, — перебил Базаров, — я даже готов согласиться, что в этом вы правы» .
    «— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» .
    Николай Петрович хоть и не согласен с Базаровым, чувствует, что он – представитель нового поколения, в котором есть какая-то сила. Павел Петрович же уверен, что правда за ним и что без принципов не будет порядка в России.



Предыдущий:

Следующий: