Лирический анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «С поляны коршун поднялся… «


Лирический анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «С поляны коршун поднялся… «

  • 1.Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек — существо мыслящее. Благодаря тому что он наделен разумом, он выделен из природы.
    4.В стихотворении «С поля коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга» . Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла — / А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!.. »
    5.С этим стихотворением Ф. И. Тютчева созвучен переведенный им монолог Фауста из сцены «У ворот» , в котором говорится о присущем природе человека стремлении «ввысь и вдаль» . И характерно, что пробуждение этого врожденного в нем чувства герой трагедии Гете связывает с образами птиц: звенящего в небе жаворонка, парящего над вершинами деревьев орла или спешащего на родину журавля.
    6.Структура стихотворения:
    Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.
    Первая строфа читается плавно, спокойно. Многосложные слова поднялся и небосклон создают пропуски ударений, предусмотренных размером, — пиррихии, поэтому строфа звучит широко, свободно, чтобы передать величие и гармонию изображённой картины. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течёт плавно, широко. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе, и коршун воспринимается как органическая часть природы, её естественный житель.
    Стоит обратить внимание на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.
    Первая строфа рисует картину, которую на кинематографическом языке можно было бы назвать общим планом. Пространство строфы расширяется вместе с полётом коршуна. Ключевое слово 4-го стиха — ушёл, форма глагола совершенного вида и прошедшего времени показывает нам завершённость картины.
    Во второй строфе нет изображения реального мира. Её содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Общий план в 5–6-м стихах как бы сменяется крупным планом, становятся видны два мощных крыла коршуна, но он-то уже ушёл за небосклон, поэтому его облик рисуется как бы в воображении читателя. Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.
    С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением.
    Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.
    Вполне закономерны итоговые проблемные вопросы: каким изображён в этом стихотворении человек и как читатель может ощутить его отношение к изображённым картинам.



Предыдущий:

Следующий: