Лабораторная работа по биологии за 10 класс «Наблюдение клеток животных и растений под микроскопом»


Лабораторная работа по биологии за 10 класс «Наблюдение клеток животных и растений под микроскопом»

  • “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”

    Цель:
    убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

    Оборудование:
    микроскопы,
    луковица лука,
    концентрированный раствор NaCl,
    фильтровальная бумага,
    пипетки.

    Ход работы
    снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
    приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
    с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
    рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
    нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
    в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
    сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

    ! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!

    ? ?
    Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
    Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?



    Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”

    Цель:
    рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом) , вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

    Оборудование:
    микроскопы,
    готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука) , животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости) , грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
    таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.



    Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:
    чашки Петри,
    луковица,
    лабораторные ножи,
    пинцеты,
    пипетки,
    стеклянные мазевые ложечки,
    выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.



    Ход работы:
    рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
    зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
    сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
    сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

    ! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!

    ? ?
    О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
    О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
    Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.




Предыдущий:

Следующий: