Краткая биография Роберт Шуман. краткая биография Роберт Шуман

краткая биография Роберт Шуман. краткая биография Роберт Шуман

  • Роберт Шуман (Schumann) (8.06.1810, Цвиккау — 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна) — немецкий композитор и музыкальный критик. Сын книготорговца и издателя, от которого Шуман унаследовал страстную любовь к поэзии и литературе. Учась в гимназии в Цвиккау, он организовал там поэтический кружок, сам писал стихи и даже драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную роль в будущем музыкальном творчестве Шумана. В 1828 году переехал в Лейпциг, где поступил на юридический факультет университета. Одновременно занимался игрой на фортепиано у известного педагога Ф. Вика, на дочери которого Кларе, выдающейся пианистке, Шуман впоследствии женился. В 1829 году жил в Гейдельберге, где слушал лекции по юриспруденции, но не оставлял и занятий музыкой. Вернувшись осенью 1830 года в Лейпциг, Шуман возобновил свои занятия с Виком. Теорию музыки он изучал под руководством Г. Дорна. Увлечение игрой на фортепиано не осталось без следа в творчестве Шумана: весь первый период своей композиторской деятельности он посвятил преимущественно сочинению фортепианной музыки. В 1830-е годы были созданы «Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Крейслериана», сонаты и многие другие прославленные сочинения.

    Но Шуман занимался не только композиторским творчеством. Многие уродливые стороны немецкой действительности того времени заставили его принять на себя бой с мещанством и пошлостью в музыке и стать во главе борьбы за новое, передовое музыкальное искусство. С этой целью Шуман основал в Лейпциге в 1834 году «Новый музыкальный журнал». Часто критические статьи Шумана носили своеобразный характер художественных новелл или диалогов, подписанных вымышленными именами, под которыми подразумевались различные стороны облика самого Шумана: Флорестан — юноша горячий, пылкий, страстный спорщик; Эвсебий — натура мечтательная, поэтическая. Эти лица, составляющие в совокупности сложную и противоречивую натуру самого Шумана, наряду с некоторыми другими действительно существовавшими музыкантами (Фридрих и Клара Вик, Берлиоз, Паганини, Шопен и др. ) образовали по идее Шумана вымышленное содружество «давидс-бюндлеров» (участники «Союза Давида» — по имени библейского царя, покровителя музыки) , призванное вести борьбу с музыкальным филистерством.

    Среди музыкально-критических статей Шумана, написанных в 1830-е годы, выделяются статьи о Шопене, в которых он не только первый заговорил во весь голос о гениальности великого польского композитора (известна фраза Шумана: «Снимите шляпы, перед вами гений! «), но и с поразительной чуткостью услышал в музыке Шопена идеи, чувства и настроения, вызванные освободительной борьбой польского народа. Из других работ Шумана должны быть отмечены статьи о «Фантастической симфонии» Берлиоза, о 9-й симфонии Бетховена, о До-мажорной симфонии Шуберта. В течение 10 лет Шуман руководил своим журналом, а в 1844 году передал руководство Бренделю, хотя продолжал сохранять связь с журналом и изредка помещал там статьи. Последней статьей Шумана, «лебединой песней» в его критической деятельности, была написанная в 1853 году статья о молодом, начинающем композиторе Иоганнесе Брамсе, названная «Новые пути».

    Конец 1830-х годов был полон тяжелых переживаний в жизни Шумана: полюбив Клару Вик и встретив в ней взаимное чувство, он добивался права жениться на ней. Но отец Клары, желая эксплуатировать ее выдающийся музыкальный талант, препятствовал женитьбе. Наконец, дождавшись совершеннолетия Клары, молодые, прибегнув к суду, в 1840 году получили право сочетаться браком. Мучительная, полная душевных терзаний «борьба за Клару» вызвала в творчестве Шумана ряд произведений, посвященных любовной лирике. 1840 год биографы Шумана называют «годом песен» — в этом году он написал 134 песни для голоса с сопровождением фортепиано, подавляющее большинство которых посвящено страданиям и радостям любви. Среди этих перлов вокальной лирики выделяются циклы песен «Любовь поэта» на слова Гейне, «Любовь и жизнь женщины» на слова Шамиссо, «Мирты» на слова разных поэтов.

    С на

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Роберт_Шуман
  • Германия, 1810 — 1856.Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И. П. Рихтера) , став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана.

    В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции — у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал» , который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства) .

    В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя — Клару Вик, выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен) . Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856.

    Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки (Papillons) , фантастический Карнавал (Carnaval) , прекрасные и полные открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques) , могучую, но исполненную лиризма Фантазию.

    Песни Шумана — лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в циклы — открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины).

  • www*ozon*ru/context/detail/id/257999/

Предыдущий:

Следующий: