Какую роль играет в России речной транспорт?

Какую роль играет в России речной транспорт?

  • Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении) . Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Кроме того, велико значение перевалочных пунктов грузов с рек на железные дороги ( Красноярск, Братск, Усть-Кут).
  • Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.
    Основные преимущества:
    -меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже.
    -нет габаритных ограничений
    -неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)
    -незначительный расход топлива, т. к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию
    -более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном
    -производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.
    Недостатки водного транспорта:
    -сравнительно невысокая скорость доставки
    -дорогие сооружения механизации порта, т. к. в результате сезонной работы механизмы простаивают
    -нерегулярность сообщения
    -извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.
    Водный (речной) транспорт Российской Федерации играет активную роль в перевозках внешнеторговых грузов. Развитие международных перевозок — важный механизм интеграции речного транспорта в европейскую воднотранспортную систему.
    Внешнеторговые операции в нашей стране осуществляют Министерство внешнеэкономических связей и Министерство транспорта (департаменты морского и речного транспорта) , которые планируют объемы и структуру внешнеторгового оборота, экспортные и импортные перевозки, организуют транспортно-экспедиторскую обработку внешнеторговых грузов, устанавливают правила проследования иностранных грузов транзитом через территорию нашей страны, осуществляют таможенную политику. Внешнеторговые объединения и торговые представительства Российской Федерации за рубежом заключают торговые сделки с иностранными фирмами и предприятиями по экспорту и импорту товаров, контролируют выполнение внешнеторговых обязательств и качество вывозимых товаров на основе транспортных условий купли-продажи.
    В результате научно-технического прогресса на речном транспорте появилась возможность создать специальный флот и организовать прямую перевозку грузов на отдельных направлениях, ликвидировав трудоемкую и дорогостоящую перевалку грузов с речного и железнодорожного транспорта на морской, отправляя грузы непосредственно от пунктов производства до пунктов назначения. При этом сокращаются сроки доставки, лучше сохраняется груз.
    Кроме того, использование судов смешанного река-море плавания на перевозках по прямому бесперевалочному варианту позволяет избежать простоев на различных технологических операциях транспортного процесса при передаче с одного вида транспорта на другой и снизить нагрузку в напряженные периоды года на железнодорожном и морском транспорте.
    Суда смешанного река-море плавания осуществляют перевозки в более чем 30 стран Западной Европы, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и посещают свыше 300 зарубежных портов.
    Качественное изменение внутренних водных путей в связи с созданием крупных водохранилищ изменило состав речного флота и его технические характеристики. Более сложный, чем на реках, ветроволновый режим крупных водохранилищ потребовал создания судов с повышенными мореходными качествами и энерговооруженностью, снабженных современным навигационным оборудованием. Такими являются суда грузоподъемностью 2000-5000 т. Практика показала, что мореходные качества позволяют эксплуатировать эти суда не только на крупных водохранилищах, но и в прибрежных морских районах при волнении умеренной интенсивности (суда класса «М»).В деятельности пароходств выявилась необходимость в судах, способных выходить в море на большие расстояния. Этим, условиям удовлетворяют суда смешанного плавания различных классов. С одной стороны, эти суда имеют более высокую прочностную характеристику, что позволяет им плавать в условиях круглогодовой навигации, с другой, они (по сравнению с морскими) более легкие и экономичные.

Предыдущий:

Следующий: