Какова идея стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий… «?


Какова идея стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий… «?



  • Тоска по Родине
  • лодка плавала недалеко от берега
  • Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. : чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса) , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления — и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей) .
  • описание паруса
  • Начнём с анализа пространственно-временных отношений внутри лирического текста.

    Три строфы «Паруса» построены по одной модели: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые — изображают внутреннее состояние «наблюдателя», следящего за парусом.
    Так, в первой строфе «наблюдатель» и парус далеко друг от друга: один на берегу, а другой «в тумане моря».
    Но есть ключевое слово, которое их сближает, — «одинокий».
    Картина внешнего мира спокойная, но не совсем ясная, и одинокий парус привлекает внимание лирического субъекта именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности души передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стихов.
    В тревожной человеческой душе возникает предположение, что там, «в тумане моря», «в стране далёкой», может быть, есть спасение от одиночества, от тех душевных потрясений, которые суждены «в краю родном».

    Во второй строфе пространственная картина меняется. Окружающий мир как бы приближается к глазам зрителя.
    Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом судёнышке.
    То есть «наблюдатель» как бы переместился «с берега» в открытое море и сам управляет ветрилом.
    Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией?
    Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и, к сожалению автора, не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастья смятенному человеку, так как счастье — это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя.



    В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая.
    В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой».
    Но эта картина соотносится с состоянием лирического субъекта по контрасту. Вокруг всё прекрасно и равнодушно, мир природы лишён страстей, наполняющих душу человека.



    Меняется по ходу стихотворения и пространство.
    Если в первой строфе оно как бы расположено горизонтально и параллельно ровной морской глади, то во второй строфе оно уже колеблемо ветром, от которого «играют волны», а в третьей строфе словно становится «на ребро», воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают нам пространственные предлоги «под» и «над», обозначающие отношения верха и низа.
    Таким образом, мир реальный «растёт» в вертикальном измерении, он простирается уже от водной глади до самого солнца, но не может успокоить смятенную душу и кажется лирическому субъекту наполненным мятежными страстями. (Кстати, слово мятежный во времена Лермонтова не ассоциировалось со словом мятеж в «революционном» значении. Его можно поставить в такой лексический ряд: мятежный — смятение — метаться — метель .
    В начале XIX века слово «мятежный» означало «беспокойный», «мечущийся». Как тут не вспомнить пушкинское, из «Онегина» : «Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест. // Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольный крест»!)

    Кульминация чувства в стихотворении Лермонтова находится именно в последней строфе. И опять же рядом с ключевыми образами паруса и «наблюдателя» появляется и третий — образ автора, которому понятно, что в бурях нет покоя. (А может быть, это тот же «наблюдатель», но после того как сам побывал под парусом и понял, что нет выхода в «перемене мест»?) Смысловой доминантой становится здесь союз «как будто», появляющийся в последнем стихе и ещё раз показывающий иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что пространственные отношения в «Парусе» становятся смыслообразующими и помогают понять, что это стихотворение созвучно общему настроению лирики Лермонтова и его лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самимhttp://lit.1september.ru/2001/47/5.htm




Предыдущий:

Следующий: