Какие использованны изобразит-выразит средства?

Какие использованны изобразит-выразит средства?

  • Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение» . Оно посвящено А. П. Керн, племяннице П. А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее:
    Я помню чудное мгновение:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье… ” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы) , и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. Первая открывается словами “Я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. Очевидно, в воображении Пушкина возник петербургский вечер у Олениных, первая встреча, “милые черты”, “голос нежный”. В этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
    Передо мной явилась ты.. .
    Не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
    Как мимолетное виденье.. .
    Но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
    Как гений чистой красоты.. .
    Наступили тяжелые годы изгнания. Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни.
    Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
    Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Это прекрасно отразил в музыке Михаил Иванович Глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы выразить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.
  • чудное мгновенье-эпитет
    явилась ты-инверсия
    мимолетное виденье-эпитет
    Как гений чистой красоты-метафора

    грусти безнадежной-инверсия+эпитет
    шумной суеты-эпитет
    В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты-синтаксический параллелизм

    Звучал мне -инверсия
    голос нежный-эпитет+инверсия
    И снились черты-инверсия
    милые черты-эпитет

    Шли годы. -инверсия
    Бурь порыв -метонимия
    порыв мятежный-эпитет+инверсия
    бурь порыв рассеял мечты-метафора
    прежние мечты-эпитет
    голос нежный-эпитет+инверсия
    небесные черты-эпитет

    В глуши, во мраке заточенья-метафора
    Тянулись тихо -метафора
    тянулись дни-инверсия
    Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви-синтаксический параллелизм

    Душе настало пробужденье-метафора
    душе настало-инверсия
    явилась ты-инверсия
    Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты-синтаксический параллелизм,
    Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты-метафоры
    И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь-анафора (И.. , И…) .
    И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь-синтаксический параллелизм.

Предыдущий:

Следующий: