Как выполнить анализ стихотворения?


Как выполнить анализ стихотворения?

  • Один из вариантов анализа стихотворного текста: Скажем сразу, что план этот — примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение — «живое», «пульсирующее смыслами» произведение искусства, поэтому «разъять» его на части — вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция) . Итак…
    Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать — вслух или «про себя»? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
    Истолкование: Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: «Весенняя гроза», «К морю», «Незнакомка»; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение — «Парус», «Пророк»; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется «расшифровать»). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом) : прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов («Что ты клонишь над водами… » Ф. И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике) .
    Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в «Словаре литературоведческих терминов» (любое издание) . Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм) . Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре) : классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
    Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития «поэтической мысли» от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
    Средства художественной выразительности (тропы — метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры — обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.) . Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
  • 1-настроение произвкдения. его жанр, композиция
    2-лирический герой. его мысли, чувства
    3как написано (рифма, размер)
    4-изобразительно-выразительные средства
    5 история написания
    6 место в творчестве поэта
    7-биографические факты. легшие в основу

    План схематичен и приблизителен




Предыдущий:

Следующий: