Как вводит Лермонтов в повествование .»Герой нашего времени» основного героя — Печорина?

Как вводит Лермонтов в повествование .»Герой нашего времени» основного героя — Печорина?

  • Стремясь к наибольшей объективности и достоверности, Лермонтов поручает повествование трем рассказчикам: Максиму Максимычу («Бэла») , проезжему офицеру («Максим Максимыч» ) и Печорину («Журнал Печорина »). Лермонтову было важно не только объективно показать Печорина, но и вызвать определенное отношение к нему. Поэтому такое большое значение приобретает изображение поступков действующих лиц и личности рассказчика.
    « Герой нашего времени» — это цикл повестей, собранных вокруг одного героя . Эйхенбаум нарушение хронологической последовательности объясняет «путем скрещения двух хронологических движений» . По его мнению, одно из них идет прямо и последовательно: от первой встречи с Максимом Максимычем («Бэла» ) — ко второй, через день; затем, спустя какое-то время, автор, узнав о смерти Печорина, публикует его записки. Это хронология самого рассказывания — последовательная история ознакомления автора (а вместе с ним и читателя) со своим героем. Другое дело — хронология событий, т. е. биография героя: от «Тамани» идет прямое движение к «Княжне Мери» , поскольку Печорин приезжает на воды, очевидно, после участия в военной экспедиции; но между «Княжной Мери» и «Фаталистом» надо вставить историю с Бэлой, так как в крепость к Максиму Максимычу Печорин попадает после дуэли с Грушницким. Встреча автора с героем, описанная в повести «Максим Максимыч» , происходит спустя пять лет после события, рассказанного в «Бэле» («… этому скоро пять лет» , — говорит штабс-капитан) , а читатель узнает о ней до чтения «Журнала» . Наконец, о смерти героя рассказано раньше, чем об истории с ундиной, с княжной Мери — из предисловия к «Журналу» . Мало того, это сообщение сделано с ошеломляющей своей неожиданностью прибавкой: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…» .
    Перед нами, таким образом, «как бы двойная композиция, которая, с одной стороны, создает нужное для романа впечатление длительности и сложности сюжета, а с другой — постепенно вводит читателя в душевный мир героя и открывает возможность для самых естественных мотивировок наиболее трудных и острых положений — вроде встречи автора со своим собственным героем или преждевременного (с сюжетной точки зрения) сообщения о его смерти. Это было новым, по сравнению с русской прозой 30-х годов, явлением и вовсе не узко «формальным» , поскольку оно было порождено стремлением рассказать «историю души человеческой». Двойная композиция романа подкрепляется двойной психологией и стилистическим строем рассказанной в нем русской жизни» . «Композиционно-повествовательная структура « Героя нашего времени» в значительной мере подчинена психологизму как стилевой доминанте. Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы психологизм постоянно усиливался, анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим» .
    Повесть «Бэла» представляет собой сложную сюжетно-жанровую структуру, при которой авантюрная новелла оказывается входящей в «путешествие» , и наоборот — «путешествие» входит в новеллу как «тормозящий ее изложение элемент, делающий ее построение ступенчатым» .
    Она начинается путевыми записками. Их автор — русский офицер, странствующий «с подорожной по казенной надобности». Впервые мы узнаем о Печорине из повести «Бэла» . Здесь дается внешний портрет главного героя, а также описываются его поступки, еще ничем не объясненные. Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Кроме этого, он осложнен и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича, как он спасался от казаков, во вторую — автохарактеристика Печорина.

    ПОЛНОСТЬЮ: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Предыдущий:

Следующий: