Как Лермонтов относится к Печорину?

Как Лермонтов относится к Печорину?

  • В предисловии к «Герою нашего времени»Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто встречал:
    «Автор этой книги.. . Ему просто весело было рисовать
    современного человека, каким он его понимает и,. . к несчастью,
    слишком часто встречал. »
    Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи 3О- х годов девятнадцатого столетия?
    Во-первых, Печорин — человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи.
    Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время.
    Дуэль Печорина с Грушницким типична для манеры поведения многих
    людей того времени. И для самого Лермонтова тоже.
    В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века, начиная с библейских времён. Печорин любит Веру и она любит его, даже, может быть, ещё больше, ещё сильнее, чем он её и хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называет свою жену ужасным словом и увозит её из Пятигорска. По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярии Бенкендорфа.
    В-четвёртых, он человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков, он вступается за честь княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру интимное ночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своих жизненных отношениях с Николаем Мартыновым также не избежал мелких вопросов чести, когда с гостиной генеральши Верзилиных был вызван на дуэль, за то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как «горца с длинным кинжалом».Печорин — разочарованный во всём меланхолик, что свойственно романтическому веянию того времени в литературе, включая Байрона, и из литературы перенесённому в жизненную манеру поведения, в тон, свойственный личности, в моду. «Авось умру где-нибудь по дороге»,имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей. Так может говорить лишь тот, кто разочаровался в жизни, ничего больше от неё не хочет и не ждёт. Сплин, тоска, были модны в то время и многие юноши надевали на себя эту маску, которая иногда прирастала к лицу.
    Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как «Нет, я не Байрон, я другой… » звучит та же тема разочарования и смерти:
    «Я начал раньше, кончу ране,
    Мой ум не много совершит.
    В моей душе, как в океане
    Надежд разбитых груз лежит».
    Печорину присущ демонизм, что так же было свойственно многим героям начала 19 века, вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина «Демон», посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался в размышления о демоне, создав даже гениальную поэму «Демон».
    Печорин — убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так же
    является типическим явлением России и Европейского Запада. По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян. Лермонтов не мог стать убийцей, это главное различие его и Печорина, он не мог стать убийцей так сказать по определению. Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел, потому что по определению Пушкина: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». А Лермонтов гений. Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным, выразителем болезни общества: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет… «На самом деле такое высказанное Лермонтовым отношение к герою — есть конечно поза. Его отношение на самом деле очень неоднозначно, таинственно, оно не укладывается в эстетические категории добра и зла.
    Можно восхититься тем, что Лермонтов так любит Печорина.

Предыдущий:

Следующий: