Идея произведения «Горе от ума»

Идея произведения «Горе от ума»

  • Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии «Горе от ума» — в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом» . «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает,» -писал Гельвеций.
    Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, «мильон терзаний».
  • Шикарная.
  • Столкновение яркой, неординарной личности с косным, с «двадцатью пятью глу4пцами»; столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
  • Смысл комедии “Горе от ума” в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.
    Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.
    Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным. На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия.
    Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах. Чацкий, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.
    Смысл комедии еще и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.
    В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

Предыдущий:

Следующий: