Горький. «На дне». Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать духовное разобщение людей? Помогите пожалуйста

Горький. «На дне». Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать духовное разобщение людей? Помогите пожалуйста.

  • Атмосфера духовного разобщения людей . Роль полилога (Полилог — форма речевой организации в драме: в противовес диалогу и монологу полилог — совмещение реплик всех участников сцены) .
    Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога» . В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения» . Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клешем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день» . Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз» .
    В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом) : «А ниточки-то гнилые… » Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу… » Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя» . Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.
    Своеобразие внутреннего развития пьесы
    Обстановка изменяется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке » влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.
    Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут.. . По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут» . Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.
    Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Насте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.
    Атмосфера II и III актов другая но сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи… » Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу.. . < ...> Ты — тоже уходи… » Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти.. . Едем туда, ну? » Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда» . Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода» . А Клеит с болью признается: «Нет пристанища < ...> …ничего нет» . В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.
    Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
    Значение IV акта
    В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый» . Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.
    Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал» , раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился… » Это недоумение связывает всех.

Предыдущий:

Следующий: