Гласные, проверяемые ударением? приведите 5 примеров пожалуйста


Гласные, проверяемые ударением? приведите 5 примеров пожалуйста

  • В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр. : вода? (во? ды, во? дный ), сады? (са? д, са? дик ), свинья? (сви? ньи ), яйцо? (я? йца ), говори? ть (го? вор, разгово? р ), молодо? й (мо? лод, мо? лодость, моло? денький ), жара? (жа? р, жа? ркий ), шалу? н (ша? лость ).

    В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить) .



    Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.



    Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.



    При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом? ыва? (?ива? ). Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов броса? ть, топта? ть, смотре? ть, молча? ть следует привлекать такие слова и формы, как бро? сить, перебро? ска, то? пчет, смо? трит, смо? тр, мо? лча, умо? лкнуть, но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (зарабо? тать – зараба? тывать, усво? ить – усва? ивать и т. п.) .

    Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами. Сравните попарно слова: частота? (ча? стый ) и чистота? (чи? стый ), поласка? ть (ла? ска ) и полоска? ть (поло? щет ), пары? (мн. ч. , ср. пар ) и до поры? (ср. до сих пор ), леса? (мн. ч. , ср. лес ) и лиса? (ср. ли? сы, ли? сонька ), посиде? ть (си? дя ) и поседе? ть (се? д, кр. ф. от седой ), развива? ть (разви? ть ) и развева? ть (ве? ять ), разряди? ть (разря? д ) и разреди? ть (ре? дкий ), освети? ть (свет, осве? тит ) и освяти? ть (свят, свя? тость) , примеря? ть (ме? рить ) и примиря? ть (м р ).

    Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е, так и с о (на письме ё). Сравните: бели? ть (бе? лый) и вела? (вёл ), село? (сёла и се? льский ), шелесте? ть (ше? лест ) и шелка? (шёлк ), жемчуга? (же? мчуг ) и желуде? й (жёлудь ).

  • гора-горы, вода-воды, река-реки, моря-море, леса-лес



Предыдущий:

Следующий: