«Фауст» Гете

«Фауст» Гете

  • 10.Как вы думаете, какова главная тема «Фауста» ?
    Преодолеть материалистический рассудок, эгоистическую свободу, стать подлинным творением Бога. … Рядом с темой Фауста всегда незримо присутствует тема Вечного жида — апокалипсиса, который наступит, когда человек перестанет радовать Творца.
  • 1. Первым возник первый вариант «Фауста» , так называемый «Пра-фауст» . К работе над этим сюжетом Гёте обращается в 1788 году во время пребывания в Италии. В 1797-1801 гг. окончательно складывается концепция «Фауст» , создаются сцены «За городскими воротами» , перевод Евангелия, договор с Мефистофелем, а также «Пролог на небесах» . В феврале 1825 – июня 1831 года создана вторая часть трагедии (эпизод с Еленой написан в 1800 году) . Такое постоянство в обращении к фаустовской теме объясняется тем, что легендарный сюжет предоставлял Гёте практически неисчерпаемые возможности для постановки самых актуальных проблем. Более того, трагедия «Фауст» – «то отражение того сложного пути и тех серьезных раздумий над судьбами мира, которые запечатлел Гёте в своем бессмертном творении.
    2. ..в «Фаусте» Гете до конца развились те потенции, которые заключало в себе народное сказание о докторе Фаусте, порожденное эпохой Возрождения, этим «величайшим прогрессивным переворотом, пережитым до того человечеством» (Энгельс) . Конкретно национальное и исторически ограниченное в этом сказании расширилось в типическое и общечеловеческое. «Фауст» Гете, так писал Белинский, «мировое общечеловеческое произведение», герои которого «есть целое человечество в лице одного человека». В нем Гете «представил символ духа своего отечества, в форме оригинальной и свойственной его веку».
    Эта оригинальная национальная форма подсказана была великому немецкому поэту многовековой традицией народной легенды о докторе Фаусте.
    /В. Жирмунский/
    3. «Манфред» (1817 г. ) Дж. Байрона, «Сцена из «Фауста»" (1825 г. ) А. С. Пушкина, драма Х. Д. Граббе «Фауст и Дон Жуан» (1828 г.) , И. С. Тургенева «Фауст» (1855 г.) , в разговорах Ивана с чертом в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880 г.) , в образе Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.) .
    4.
    5. композиция: 1. пролог в театре (для чего существует театр в частности, искусство в общем – директор: зрители платят за билеты, акте: слова, известность, удовлетворение тщеславия, ответ автора-Гете: искусство существует, чтобы открывать людям неиспытанный, неизвестный способ самовыражения творческой личности, способ познания) . 2. пролог на небесах, служит введением, которое толкает к завязке. Перед Богом предстает посланец ада Мефистофель, он заявляет, что Бог сделал ошибку, создав людей, что они злы, коварны и от них нужно избавиться. Между Богом и Мефистофелем возникает спор, результатом которого становится эксперимент. Заключают договор: испытать людей, в качестве подопытного выбирают старого ученого Фауста. Если Мефистофель докажет, что человек ничтожен, коварен, то Бог уничтожит человечество. Фауст становится экспериментальным существом, но на него накладывается ответственность за всех людей на свете. За прологом следует 1 часть (личная жизнь человека) , 2 часть (человек и общество) и эпилог.
    6. Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
    Книга Иова
    7. Устала я…

Предыдущий:

Следующий: